Самоволка / Lionheart (1990)
Другие названия: «Львиное сердце» (вариант перевода названия), «СОЧ: самовольно оставивший часть» / «Самоволка» / «A.W.O.L.: Absent Without Leave», «Самоволка» / «СОЧ» / «A.W.O.L.», «Неверная ставка» / «Не на того поставил» / «Wrong Bet» (США: рабочее название).
США.
Продолжительность 105 минут.
Режиссёр Шелдон Леттич.
Авторы сценария Шелдон Леттич, Жан-Клод Ван Дамм по сюжету Жана-Клода Ван Дамма и на основе раннего сценария С.Н. Уоррена.
Композитор Джон Скотт.
Оператор Роберт К. Нью.
Жанр: фильм действия, драма, спортивный фильм
Краткое содержание
Леон Готье (Жан-Клод Ван Дамм), несущий службу во французском Иностранном легионе, узнав о том, что брат находится при смерти, и не получив от командования увольнительного, самовольно оставляет часть, расположенную в Джибути, и отправляется за океан. В Нью-Йорке Леону удаётся заработать неплохие деньги, победив в полулегальных уличных боях. Его новый друг Джошуа Элдридж (Харрисон Пейдж) вызывается помочь Готье переехать в Лос-Анджелес, воссоединившись с членами семьи. К несчастью, он не застаёт брата живым, а невестка Хелен (Лиза Пеликан) таит на деверя обиду.
Также в ролях: Дебора Реннард (Синтия), Эшли Джонсон (Николь Готье), Брайан Томпсон (Рассел), Войо Горич (сержант Хартог), Мишель Кисси (Мустафа), Джордж МакДэниэл (адъютант), Эрик Карсон (доктор), Эш Адамс (Франуса), Билли Блэнкс (легионер-африканец), Мишлин Леттич (бездомный ребёнок), Джефф Спикман (охранник особняка), Скотт Шпигель (букмекер), Стюарт Ф. Уилсон (соперник Леона, шотландец), Абдель Кисси (Аттила), в эпизоде Шелдон Леттич (докер, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.10.2014
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Казалось бы, «Самоволка» привносит мало нового по сравнению с предыдущими лентами с участием Жана-Клода Ван Дамма, «Кровавый спорт» /1988/ и «Кикбоксёр» /1989/, в которых главным тоже были встречи его персонажа на ринге с противниками, владеющими теми или иными техниками боя. И всё-таки сам актёр не случайно выделял в своей карьере именно дебютную полнометражную постановку Шелдона Леттича, между прочим, участвовавшего в сочинении упомянутого фильма Ньюта Арнольда. Дело, полагаю, не только в том, что Жан-Клод приложил руку к написанию сценария, наверняка подбросив несколько идей относительно того, где, как и с кем (на автостоянке против шотландца в килте, в бассейне под ласковым калифорнийским солнцем и т.д.) должны протекать поединки. Относительно неплохой производственный бюджет в размере $6 млн. позволил режиссёру не только не скупиться на организацию съёмок на натуре и в интерьерах, но и уделить особое внимание актёрской игре. Злые языки, конечно, могут заметить, что «звезда» не слишком убедительно выглядит даже на фоне малоизвестных исполнителей (например, Харрисона Пейджа в образе нового друга и менеджера и Лизы Пеликан, изобразившей несчастную невестку), но он действительно старается максимально очеловечить своего героя. Отважного воина, пусть и ставшего под прессом обстоятельств дезертиром, и непобедимого бойца, тяготящегося необходимостью зарабатывать деньги мордобоем на потеху богатым бездельникам, но не видящего иного способа помочь семье, тем самым – загладив вину перед покойным братом.
Сентиментальная интонация, ярче всего проявляющаяся в трогательные моменты общения Леона с юной племянницей, на удивление неплохо сочетается и с жестокими (и, нельзя не отметить, захватывающими, поражающими мастерством хореографии) состязаниями, и с линией розыска беглеца Готье двумя дюжими молодцами с арабской внешностью. Но фильм Леттича выгодно выделяется на фоне аналогичных кинопроизведений не только этим. Режиссёру, формально рассказывающему об очередном воплощении «американской мечты», удаётся поведать всё-таки более неоднозначную и грустную историю. Речь даже не о том, что в «каменных джунглях», обрисованных жёстко, без иллюзий и пропагандистских клише (Шелдон не побоялся снять в эпизодической роли бездомного ребёнка собственную дочурку Мишлен), выживает сильнейший и самый целеустремлённый. Должно повезти человеку с большим и добрым – поистине «львиным» – сердцем, равнодушному к материальным благам (так сказать, к элементам сладкой жизни, олицетворением которой выступает влиятельная и красивая Синтия), зато готовому без колебаний пожертвовать всем ради близких. Благородный пафос, бесспорно, способствовал росту1 симпатий простых (то есть – необязательно являющихся любителями спортивных боевиков) зрителей к картине, сыгравшей важную роль в карьере не только Жана-Клода, но и его менее знаменитых коллег: Билли Блэнкса и Джеффа Спикмана.
.
__________
1 – Кассовые сборы в североамериканском прокате составили порядка $24 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Вагина П. Жан-Клод Ван Дамм меняет характер // Ровесник. – 1991, № 4. – 29-30.
Самсонов Георгий. Жан-Клод Ван Дамм: «Я знал, что стану кинозвездой!» // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 8. – 6-9.
Адин Александр. На малом экране. Видеообзор // Мы. – 1991, № 7. – С. 191-193.
Кокарев Андрей. Жан-Клод Ван Дамм: рвущийся наверх // Мы. – 1992, № 1. – С. 158-160.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий