Самурай / Le samouraï (1967)

Звегинцева Ирина. Ален Делон: кумир на все времена // Видео-Асс PREMIERE. – 1994, № 19. – С. 42-47.

«МАЛЬЧИК, КОТОРОМУ ХОТЕЛОСЬ ВСЕГО», «ВЫЖИЛ, ЗАЛОЖИВ ДУШУ, ТАЛАНТ, ИСКУССТВО МНОГОЛИКОМУ ДЬЯВОЛУ НАЖИВЫ», «ТАИНСТВЕННЫЙ САМУРАЙ», ЧЕЛОВЕК, ЧЬЕ ПРОШЛОЕ «ТАК ЖЕ СОМНИТЕЛЬНО, КАК И СОМНИТЕЛЬНЫ ЕГО ГЕРОИ»… ЭТО ВСЕ О НЕМ – КУМИРЕ ПУБЛИКИ, ЗНАМЕНИТОМ АЛЕНЕ ДЕЛОНЕ.

СЛАВА, БОГАТСТВО, КРАСОТА, НЕПРЕХОДЯЩИЙ МНОГОЛЕТНИЙ УСПЕХ… И ОТТЕНОК СКАНДАЛЬНОСТИ, НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВА И ЗАВИСТИ НЕИЗМЕННО СОПУТСТВУЮТ ЕМУ. ВПРОЧЕМ, КТО ИЗ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ МОЖЕТ ПОХВАСТАТЬСЯ ТЕМ, ЧТО ЕГО ПУТЬ БЫЛ УСЫПАН ТОЛЬКО РОЗАМИ?

Ален Делон: кумир на все времена

Делон как будто отмечен роковой печатью – журналисты, критики и даже часть публики, обожествляющей своего кумира, относятся к нему с неизменной подозрительностью, считая, что за красивой внешностью таится злое сердце Дориана Грея, за богатством – нечестные сделки и связи с преступным миром, а за успехом у женщин – козни Казановы или Дон Жуана…

Может быть, только холодность и маска отчуждения, которую столь упорно носит Делон, спасает его от праздного и недоброжелательного любопытства? Как однажды признался сам актер: «Клевета, зависть – обязательные спутники известности. Быть артистом – значит быть чувствительным ко многому, в том числе и к подобным ранящим высказываниям».

Сегодня, когда Делону уже минуло пятьдесят восемь, он всё ещё хорош собой, его популярность не идет на спад, а каждый прожитый

42

год увеличивает и без того многомиллионное состояние. Ну, а если к этому добавить удачный брак и рождение в 1991 году любимой дочери, то и прямь можно подумать: «Бывают же счастливчики!»

Между тем, сам актер оценивает свою жизнь строже и взыскательнее. И если он не открывает перед репортерами душу, не жалуется на свои проблемы, это не значит, что у него их нет. «Я – профессионал!»,–говорит он, холодно улыбаясь. В этой короткой фразе есть все – и гордость человека, обязанного своей блистательной карьерой самому себе, осознание своей значимости и мудрость опыта, и даже намеренное эпатирование тех, кто завидует ему, но никогда не будет стоять рядом.

Ален не скрывает своего прошлого. Он с гордостью называет себя «сыном улиц». Может быть, именно поэтому он сегодня одет столь изысканно и счастлив, что костюмы, рубашки, парфюмерия «а ля Делон» популярны в мире моды. Помимо солидных прибылей, это лишний раз дает ему почувствовать то расстояние, которое отделяет миллионера Делона от неприкаянного подростка, каким он был в начале пятидесятых.

Слово самому актеру: «Я рос в местечке Бур Ля Рен. И воспитывался не дома, а у кормилицы, поскольку и отец, и мать работали. А потом я остался у нее уже потому, что они развелись. Я никогда не видел родителей вместе. Никогда не видел их общей улыбки, обращенной ко мне. Я рос один – дитя любви и развода. Одиночество было для меня в ту пору почти естественным состоянием, хотя я и не знал ему тогда названия. Я бросил учебу в 14 лет, ограничившись свидетельством об окончании неполной средней школы – правда, отметки были хорошие. Пошел учиться на кондитера… Потом записался добровольцем в армию».

Делон прошел ад колониальной службы в Индокитае, прославившись бесстрашием и любовью к риску.

Вернувшись во Францию в 1956 году, он плохо представлял свое будущее, но уже был убежден, что никто и ни при каких обстоятельствах не будет им командовать и имел честолюбивое

43

желание найти свое место под солнцем, стать «номером один».

Дебют Делона в кино состоялся в 1957 году. В судьбу юноши вмешался счастливый случай. Это похоже на голливудскую киносказку, но жизнь зачастую оказывается не меньшим кудесником. Однажды к Делону подошел на улице человек, которого привлекла правильность черт и холодный взгляд серо-голубых глаз стройного парня, и пригласил попробовать силы в кино. Случайность всегда несет в себе закономерности. В эпоху кино «новой волны» входил в моду «неправильный», «уличный» типаж. Делон идеально подходил по всем параметрам. Парней, похожих на него, было немало, и актеру пришлось пройти серьезный отбор, прежде чем он стал «тем самым Делоном».

Первые фильмы («Когда вмешивается женщина», «Будь милой и молчи», «Кристин», «Слабые женщины», «Дорога школяров») не принесли известности актеру. Ставка делалась на его внешние данные. «Красавчик Ален» добросовестно выполнял все указания режиссеров, но внутренняя холодность и скованность были слишком заметны. Кто знает, как сложилась бы творческая судьба Делона, если бы в 1960 году его не пригласил в свой фильм «Под ярким солнцем» мэтр французского кино Рене Клеман, для которого всегда был важен психологический рисунок роли.

Именно Клеман угадал в Делоне трагическую раздвоенность характера, которая впоследствии не раз будет использоваться актёром на экране. Не романтический, чуть легкомысленный и всегда влюбленный юноша, каким он представал в своих первых работах, а гораздо более сложный и интересный человеческий характер воплотил Ален в фильме Клемана.

И хотя внешне Делон-Рипли – все тот же (нежный, внимательный, простодушный), это лишь маска, за которой скрывается уязвленное самолюбие и честолюбие неимущего изгоя, вынужденного приспосабливаться и молча сносить ироничные и издевательские шутки своего богатого хозяина. Роль приживала и нахлебника, взятого на борт роскошной яхты для развлечения богатого скучающего бездельника Филиппа, была сложной. Но Делон точно рисует своего персонажа, снедаемого честолюбием и завистью к сильным мира сего и желающего любыми путями пробиться наверх…

Страстность, которую вложил Делон в образ Рипли, не прошла не замеченной. Но критики поспешили объяснить удачу этой роли прежде всего профессионализмом режиссера и некоторыми совпадениями в биографиях актера и его персонажа.

44

Подобное толкование уже тогда не выдерживало критики: Делон никоим образом не играл в фильме самого себя. А следующая роль – в картине Висконти «Рокко и его братья» – доказала, что творческий диапазон Делона шире, чем это представлялось его оппонентом.

В ленте Висконти Ален предстал полной противоположностью Рипли: его Рокко – это современный Иисус Христос, человек, который прощает и любит тех, кто по злобе или недомыслию причиняет ему зло. Идея всепрощения, доброты, которая оказывается бессильна перед ненавистью, была воплощена Делоном с удивительной достоверностью. В блистательном окружении таких мастеров экрана, как Анна Маньяни, Анни Жирардо, Ренато Сальвадоре, молодой актер не только не потерялся, но и внес в этот великолепный ансамбль свою ноту.

Вслед за Висконти, на молодого, но теперь уже знаменитого Делона обратил внимание Микеланджело Антониони, пригласив его на главную роль в фильме «Затмение». Биржевой маклер Пьеро – это уже новая ипостась Делона-актера. На сей раз ему, по замыслу Антониони, предстояло превратиться в человека, для которого биржа – вся его жизнь.

Пьеро Делона стоит вне человеческих связей, и все попытки героини вернуть его в мир людей обречены на неудачу. Раб цифр, прибыли, денег, Пьеро – продукт того общества, в котором живет.

Неприкаянный, заблудившийся в тупиках нравственной смуты, Пьеро и самонадеянный энергичный Танкреди из ленты Висконти «Леопард», циник Рипли и «христообразный» Рокко… Везде Делон убедителен и достоверен. Об актере заговорили. Им восхищались, предлагали выгодные контракты, в том числе – в американских лентах. Но Делон решительно отказывается от всех этих лестных предложений и, в отличие от многих своих коллег, не спешит в Новый Свет. Он так объясняет свое решение: Я – француз, парижанин. И это непреодолимо». На протяжении всей своей актёрской карьеры Делон остается прежде всего французским актером. Элегантный, красивый, изящный, он становится воплощением мечты об идеальном любовнике. Этому имиджу вполне соответствуют и картины, где блистает Ален: костюмно-приключенческая лента Кристиана Жака – «Черный тюльпан», ироничный фильм Дювивье «Дьявол и десять заповедей», гангстерские драмы «Хищники» Клемана и «Желтый Роллс-ройс» Асквита…

Постепенно вырисовывается и характер героя, который Делон варьирует на протяжении многих лет и который остается привлекательным и загадочным для зрителя.

Этот тип человека трудно классифицировать. Он, если так можно выразиться, «злодей со знаком плюс». В нем много отталкивающего. Авантюрист и циник, эгоист без привязанностей, он поражает окружающих своей жестокостью и нежеланием жить по общепринятым меркам. И, вместе с тем, в этом «одиноком волке», рыскающем по асфальтовым джунглям, настолько сильно обаяние, горечь одиночества и непонятости, что невольно возникает желание постичь душу этого человека. За маской отчаянной бравады и циничного равнодушия персонажи прячут ранимое сердце. И именно это привлекает к ним зрительские симпатии. А как только его герои «расслаблялись» и позволяли себе проявление человеческих эмоций, беда обрушивалась на них… Так погибал Лека в «Искателях приключений» Энрико, так падал сраженный самурай («Самурай» Мельвиля), так умирали многие из тех, кого воплотил на экране Делон.

Дуэль одиночки и враждебного ему общества – основная тема многих фильмов с участием актёра. Пожалуй, наиболее отчетливо этот лейтмотив прозвучал в фильме Жака Пьера Мельвиля «Самурай».

Прозвище Самурай на долгие годы «прилипло» к Делону. Журналисты правильно угадали в этом внешне невозмутимом красавце человека страдающего, одинокого и непонятого. Желание узнать о его личной жизни всегда наталкивалось на стену отчуждения. Делон отнюдь не играет, когда заявляет: «Моя жизнь похожа на айсберг. Вам хорошо знакома ее верхняя часть, но три четверти её спрятаны глубоко во мне».

Сколько же грязных сплетен и пересудов ходило о его личной

45

жизни? Начиная с домыслов о его «слишком нежных» отношениях с мужчинами и кончая намеками на связи с преступным миром.

Не желая брать на себя роль последней инстанции, признаем правомочность презумпции невиновности и право любого человека на личную жизнь. А личная жизнь актера рассматривалась только что не под микроскопом. Не составляла исключения и история взаимоотношений с Роми Шнайдер, женщиной, которую Ален любил…

Встретились они на съёмочной площадке фильма «Кристин» в 1958 году. Красивая, умная и уже знаменитая Роми произвела на Делона ошеломляющее впечатление. И хотя их брак продолжался недолго – до 1963 года, для Делона Роми Шнайдер навсегда осталась «той женщиной», чья любовь прошла красной нитью через всю жизнь… После развода со Шнайдер Ален женился на манекенщице Натали, брак с которой распался довольно быстро, не принеся Делону ни покоя, ни счастья.

После успеха «Самурая» он – в зените актерской славы. Приглашения сниматься в разных странах сыплются, как из рога изобилия. Делон снимается одновременно в нескольких картинах. Одни проходят малозамеченными, другие приносят успех. Среди этих последних – «Сицилийский клан», реж. Вернея и «Борсалино» Дере, главным украшением которых стали великолепные актерские дуэты «Габен – Делон» и «Бельмондо – Делон».

С конца шестидесятых годов актер все более уверенно выступает как коммерсант. Став главой организованной в 1968 году компании «Адель Продуксьон», Делон столь успешно повел свои дела, что вскоре его фирме удалось занять прочные позиции на французском кинорынке.

Впрочем, Делон не был бы Делоном, если бы занимался только кинопроизводством. Энергии этого человека, его честолюбивым замыслам можно позавидовать. Имея репутацию самого красивого и обаятельного мужчины Франции, он закономерно пришел в мир моды, «подарив» свое имя целой коллекции одежды. Костюмы, рубашки, парфюмерия, украшенные его инициалами «А.Д.», с успехом расходятся по всему миру.

Остается лишь удивляться, когда он все успевает. Занятия

46

спортом – гимнастика, поднятие тяжестей, плавание, конный спорт (он владелец конюшни породистых скакунов), бизнес (одежда, мебель, часы, парфюмерия), коллекционирование произведений искусства.

Баловень судьбы, столько лет удерживающийся на гребне успеха, он мог бы жить спокойно, не рискуя и продолжая эксплуатировать удачно найденный образ. Но тогда, опять-таки, Делон не был бы Делоном. Он так объясняет свои решения: «Если играть постоянно одно и то же, искусство станет ремеслом, и в этом не будет ничего сложного. Актер должен быть похож на картину со всей гаммой красок и оттенков».

Снявшись более чем в восьмидесяти фильмах, Делон играл разноплановые роли, как положительных, так и отрицательных героев. Подонок-бандит из «Красного солнца» и бравый блюститель закона («Полицейский»), убийца Троцкого Меркадер («Убийство Троцкого» Лоузи) и страдающий влюбленный («Ледяная грудь»), благородный Зорро в одноименном фильме и холодный циник-политик («Раса господ» П. Гранье-Дефери). Даже в откровенно коммерческих фильмах, правда, всегда профессионально сделанных (в иных Делон просто не снимается), именно его герой запоминается зрителям. Ведь это – герой Алена.

Ирина ЗВЕГИНЦЕВА

47

Триумф Делона в Берлине // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 30. – С. 49-50.

45-й Берлинский международный кинофестиваль восторженно приветствовал французскую звезду. Из встречающей в аэропорту толпы слышались выкрики: «Ich liebe dich!» Репортеры и тележурналиcmы наперебой задавали вопросы.

Такой шквал эмоций вызвало вручение Алену Делону «Золотого медведя».

ТРИУМФ ДЕЛОНА В БЕРЛИНЕ

Столь шумному приему знаменитого актера удивились, видимо, и сами немцы. Удивились и обрадовались возможности такого удивления. Die Welt писала по этому поводу: «Во время визита Алена Делона, впервые после падения Стены Берлин опять показал себя в полном великолепии». По возвращении в Париж прославленный мэтр дал интервью о своих впечатлениях.

Корреспондент: Рассчитывали ли вы на подобный прием?

Ален Делон: Я ожидал теплый прием, но такой – нет. Внимание широкой публики и честь, оказанная мне самим президентом глубоко тронули меня. У нас во Франции не принято громко говорить о своих заслугах и значимости своей деятельности. А я горжусь собой, горжусь тем, что сделал за сорок лет работы с полной отдачей и энтузиазмом. И хочется еще раз поблагодарить немецких коллег и зрителей, которые так горячо и уважительно показали мне, что я трудился не зря.

– Что вы сделаете с вашим «Золотым медведем»?

– Я сентиментален, и в подвальчике своего деревенского дома воссоздал свою гримерную из киностудии «Булонь». Там я храню дорогие мне сувениры и вещи – плакаты фильмов Мельвиля, фотографии Габена, Роми (Шнайдер – ред.), все призы. Туда же «поселю» и «Золотого медведя».

– За время вашей карьеры испытыва-

49

ли ли вы хоть раз чувство сомнения, нерешительности?

– Нет. Так уж мне повезло, что всю жизнь я был независимым и свободным. Я работал, с кем хотел работать, и делал, что хотел делать. Но из-за этого я всегда был вне системы, одиночка. И поэтому любые кинопровалы, профессиональные неудачи и т.п. – это мои личные неудачи и провалы. Ни на кого не свалишь.

– Почему вы не снимаетесь у молодых талантливых режиссеров, только что ярко заявивших о себе?

– Я слишком несовременен и принадлежу к старой школе условностей и традиций. Я не могу звонить режиссеру со словами: «Я хочу у тебя сниматься». Инициатива должна исходить от него. Тем более, что я не незаметен, и он знает не только, что я существую, но и что сделал.

– Вас выбрали президентом будущей церемонии вручения премии «Сезар» на юбилейном 20-м вечере. Вы всегда отказывались в этом участвовать, почему теперь согласились?

– Я никогда не принимал в этом участия по сугубо личным причинам. А сейчас, после пятнадцати лет отказов, согласился, потому что нынешний год – двадцатилетие «Сезара» и 100-летие кино. Оба события важны для кинематографа, и мое участие в церемонии – форма личной благодарности виду искусства, которому отдана вся моя жизнь.

– Что бы вы пожелали молодым актерам? Несколько советов в напутствие?

– Я не советчик, да советы и невозможны. Профессия меняется и развивается вместе с жизнью и временем. Это самая прекрасная профессия, но нужно постоянно трудиться, наблюдать, постоянно учиться у великих мастеров, прислушиваться к их слову. И всегда самого себя подвергать сомнению.

По материалам парижского корпункта ВИДЕО-АСС

«У меня нет никаких сомнений и сожалений. Всю свою жизнь я был независимым и свободным – так уж мне повезло. Я работал с теми, с кем хотел работать, и делал то, что хотел делать».

50

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+