Самый длинный день / The Longest Day (1962)

Деламар Жиль. Кто такие «каскадёры»? // Ровесник. – 1965, № 1. – С. 14-15.

Кто такие «каскадёры»?

Трудна, опасна и неблагодарна профессия каскадных актеров, или, как их называют во Франции, «каскадеров». Именно «каскадеры» создали у миллионов кинозрителей иллюзию, что актёр-«звезда» – «сверхчеловек», обладающий исключительной выносливостью, физической подготовкой и неустрашимостью. Между тем почти все «подвиги актеров-«звезд» в фильмах совершены не ими, а их дублерами – «каскадерами».

Об этих людях написано очень мало, хотя снимались они буквально в сотнях картин.

Жерар Филип очень дружил с «каскадными актерами», любил ту атмосферу легкости и непринужденности, которую создавало их присутствие на съемках. Он вспоминал такой эпизод: «Во время одной из погонь Жиль Деламар должен был спрыгнуть с высоты двенадцати метров на соломенную крышу, которая, само собой разумеется, проваливалась. Конечно, под крышей натянули сетку, но все же для большей гарантии товарищи провели репетицию с куклой. Кукла пробила не только крышу, но и сетку! Тогда растянули взятый у пожарных брезент, после чего прыжок Деламара прошел без чрезвычайных происшествий».

Не отличаются словоохотливостью и сами «каскадеры». Недавнее выступление Жиля Деламара, капитана труппы французских актеров-дублеров, в журнале «Синематографи франсэз» едва ли не самое первое. Мы предлагаем его вашему вниманию.

«Каскадер» – это прежде всего актер, специализирующийся на исполнении опасных ролей, на участии в опасных эпизодах. В них он иногда играет сам, а иногда заменяет другого. «Каскадер» выполняет такие трюки, которые обычный актер выполнить не может, потому что у него нет необходимых физических данных, потому что он не обладает волей и крепкими нервами.

Часто у меня раздается телефонный звонок. Слышу в трубке голос: «Я храбр, я занимаюсь всеми видами спорта, я ничего не боюсь. Требуйте от меня все, что угодно». Возможно, все так и есть. Такой человек выполнит задание, но выполнит его плохо. Он не актер и поэтому не почувствует, что от него нужно, он не знает, что такое объектив съемочной камеры и его возможности.

Удар ногой можно нанести пятьюдесятью различными способами. Есть двадцать способов падения с лестницы. Раненый и мертвый человек падает не одинаково. Можно падать так, как это делают самоубийцы. Можно падать быстро и с замедлением. Можно падать так, как от удара, и т. д.

Но одних таких познаний недостаточно – нужно быть, повторяю, актером. Актером, имеющим узкую специальность, – да! Актером-акробатом – да! Но актером!

Пополнение наших рядов новыми «каскадерами» – дело нелегкое. Они должны пройти курс у «стариков». Сначала они обучаются дракам, падениям с лошади. Затем мы переходим к передаче навыков обращения с холодным оружием, вольтижировке, к другим нашим узким специальностям – от аварий на мотоциклах до прицельных прыжков с парашютом и хождения по доске на высоте нескольких десятков метров.

Как трудно найти «каскадера», удовлетворяющего всем требованиям, видно из такого примера. Для фильма «Самый длинный день» нам нужны были люди, способные совершить ночной прыжок с парашютом с точным приземлением у горящего дома. В предварительных испытаниях участвовало 350 человек. После собеседования по специальной программе осталось. 40 кандидатов. На тренировках отсеялось еще 17, но только 10 из них совершили на съемках по нескольку прыжков.

Съемка полнометражного фильма продолжается обычно шесть недель. «Каскадеру» платят 750 франков в неделю. К этому добавляются различные премии за опасность, которой он подвергается.

Я ищу в актере-«каскадере» дух самопожертвования. Может быть, это громко сказано, но дело именно в этом. Нужно уметь отдаваться своему делу и в то же время проявлять максимальную осторожность, до предела сокращая вероятность несчастного случая. Нужно уметь заранее все продумать и уметь продумать вторично с самого начала, когда кажется, что ты уже нашел решение. Это необходимо, если вы хотите выжить. Никогда нельзя считать, что ты можешь без труда выполнить требуемую работу, даже если работа кажется простой и легкой. Самоуспокоенность – наш самый страшный враг.

Американцы считают «каскадера» человеком, способным совершить невозможное. Сам он, считая требование режиссера невозможным, пытается сделать его выполнимым.

Режиссеру понадобилось бросить мчащуюся автомашину на телеграфный столб. С чего же начинать выполнение такого задания? Нужно подумать о том, каким

14

должен быть телеграфный столб, и подготовить его. Нужно подумать над конструктивными изменениями, которые следует внести в автомашину. Подумать о том, как мчаться на столб, как сидеть за рулем, чтобы не быть вдавленным при ударе в баранку, позаботиться, чтобы ветровое стекло не проломило тебе голову, снять с машины все способное порезать или поранить. И, наконец, опорожнить бак с горючим, чтобы избежать возможного пожара. Одним словом, нужно тщательно изучить поставленную задачу и условия ее выполнения.

Вот пример из моей практики. Мы снимали фильм «Фанфан-Тюльпан». В нем есть эпизод, где я должен был упасть между двумя лошадьми. Я был кучером кареты. Жерар Филип догонял ее. Я пытался хлестнуть его своим бичом. Он схватывал бич и толчком кидал меня под копыта лошадей. Падая, я должен был зацепиться и скрыться под каретой. Такой эпизод является классическим для американских ковбойских фильмов.

Поэтому я просмотрел очень много фильмов, содержащих эпизоды преследований и поединков. Изучал на монтажном столе под увеличительным стеклом каждый кадр, каждое движение «каскадера». Вот тут-то я и обнаружил, что «каскадер», падая, хватался за штырь, прикрепленный к середине передней оси. Мы сделали нужное приспособление к нашей карете и приступили к репетициям. Они проходили в том самом месте, где должны были состояться съемки, с теми же лошадьми, впряженными в ту же карету. Лошади привыкли к тому, что я падал между ними. Падение было отработано, и я нашел именно то место, в котором должен был оказаться. Мы установили особое приспособление, которое позволяло мне избежать опасного скольжения. С его помощью можно было добраться до передней оси. Затем я схватывал штырь, соединявший переднюю и заднюю оси, не забывая при этом сохранить совершенно точное положение ног. На том участке, где шли репетиции, а позже и съемки, мы тщательно очистили дорогу от ракушек и камней. Репетировал я много – двадцать раз. Сначала пускал лошадей шагом, затем рысью, наконец, галопом. К моменту, когда пришло время снимать этот эпизод, движения были настолько отработаны, что я их делал уже механически. Теперь оставалось только сыграть свою роль.

Для такого эпизода недостаточно быть просто храбрым. Больше того, как ни парадоксально это звучит, в нашей профессии нужно остерегаться храбрых людей. Признаюсь, что я человек не очень мужественный. Но, выполняя задачу, я мобилизую все свое внимание, чтобы не быть захваченным врасплох. Но случалось, что я бывал захвачен врасплох, и тогда мной овладевало чувство страха. К счастью, профессиональные навыки делают в таких случаях свое дело. Играют роль и физическая тренировка «каскадера», и его моральное состояние.

В прошлом году я снимался в фильме «Человек из Рио». С этой картиной мне очень повезло. Я давно знаком с режиссером, присутствовал при рождении замысла нового фильма и работе над его сценарием. Когда обсуждались некоторые эпизоды, меня спрашивали, возможно ли выполнение задуманного или невозможно. По моим советам режиссер изменил несколько эпизодов. Благодаря такой предварительной работе мы смогли снять несколько таких сложных сцен, о которых авторы фильма вначале и не помышляли.

Я готовил все сцены, в которых принимали участие «каскадеры», находил места съемок, обучал бразильских «каскадеров» (съемки фильма происходили в Бразилии), опробовал технику. В этой картине исполнитель роли героя – Бельмондо – проходил, в частности, по доске на высоте 40 метров, перебирается из одного дома в другой с помощью троса. Я и мои помощники опробовали трос по двадцать раз, сам же я выполнял парашютные прыжки и дублировал в сценах, требовавших акробатики на автомашинах. Часть эпизодов Бельмондо играл сам. Я его лишь готовил. Говорил ему: «Ты кладешь руку сюда, ногу сюда, ты делаешь усилие вот здесь и вот в такой-то момент…» А он выполнял указания. Только постоянные тренировки и напряженная работа помогают каскадным актерам совершать те головоломные трюки, от которых замирают сердца зрителей.

ЖИЛЬ ДЕЛАМАР

15

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+