Секрет крыс / The Secret of NIMH (1982)
Другие названия: «Тайна крыс» / «Секрет Н.И.М.Х.» / «Тайна Н.И.М.Х.» / «Секрет НИПЗ» / «Тайна НИПЗ» (варианты перевода названия), «Миссис Брисби и крысы из НИПЗ» / «Mrs. Brisby and the Rats of NIMH» (рабочее название).
США.
Продолжительность 82 минуты.
Режиссёр Дон Блут.
Авторы сценария Дон Блут, Джон Померой, Гэри Голдман, Уилл Финн, Кен Андерсон (без указания в титрах) по роману Роберта К. О’Брайена.
Композитор Джерри Голдсмит.
За работу с кинокамерами отвечали Джо Джулиано, Джеффри Меллквист, Чак Уоррен, Роб Мэйн (без указания в титрах).
Жанр: анимационный фильм, приключенческий фильм, драма, семейный фильм, кинофантазия, научная фантастика, триллер
Краткое содержание
Миссис Брисби (озв. Элизабет Хартман), овдовевшая полевая мышь, живущая вместе с детьми на участке земли, принадлежащем семье Фицгиббонов, с ужасом узнаёт, что её сын Тимоти (озв. Иэн Фрид) болен пневмонией. Кроме того, фермер готовится начать обрабатывать почву на тракторе с плугом, что разрушит жилище, а мышонку с воспалением лёгких требуется полный покой. Миссис Брисби отправляется за советом к Великому Филину (озв. Джон Кэррадайн), который предлагает обратиться за помощью к Никодемусу (озв. Дерек Джекоби) — таинственному предводителю умных крыс, обитающих неподалёку.
Роли также озвучивали: Артур Малет (мистер Эйджес), Дом ДеЛуиз (Джереми), Гермиона Бэддели (тётушка Шрю), Шеннен Доэрти (Тереза), Уил Уитон (Мартин), Джоди Хикс (Синтия), Питер Страусс (Джастин), Пол Шенар (Дженнер), Том Хэттен (фермер Фицгиббонс), Люсиль Блисс (миссис Фицгиббонс), Альдо Рэй (Салливан), Иди МакКлёрг (мисс Райт).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.10.2021
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Интересно, сожалело ли впоследствии руководство Walt Disney Productions, не заинтересовавшееся идеей, предложенной одним из талантливых сотрудников – Доном Блутом? Детскую книжку Роберта К. О’Брайена «Миссис Фрисби и крысы из НИПЗ» /1971/ сочли чересчур мрачной для целевой своей аудитории, а Вули Райтерман опрометчиво высказался в том духе, что у кинокомпании уже есть и персонаж-мышонок (Микки Маус), и полнометражный «мышиный» мультфильм – «Спасатели» /1977/. В итоге одарённому аниматору пришлось, объединившись с несколькими коллегами-единомышленниками (в первую очередь отмечают вклад Гэри Голдмана и Джона Помероя), реализовывать замысел силами новообразованной киностудии Don Bluth Productions. Мало того, на завершающем этапе выяснилось, что выделенных средств не хватает – и энтузиасты взяли кредит под залог собственной недвижимости! Впрочем, итоговый производственный бюджет в размере $7 млн. всё равно выглядел скромно в сравнении с диснеевскими финансовыми возможностями. Да и говорить о коммерческом триумфе (кассовые сборы составили $14,7 млн.) было бы явным преувеличением, хотя вложения со временем надёжно окупились. Другое дело, что «Секрет крыс» снискал восторженные отзывы и вскоре – заслуженно получил «культовый» статус. В результате у последователей великого Уолта появился мощный конкурент, который, к слову, ещё обратится к образам антропоморфных грызунов – и с заметным успехом.
Блут с соратниками действительно отринули некоторые ограничения, которым неукоснительно следовали, пока состояли в штате ведущего предприятия по выпуску анимационной продукции. Помимо применения чисто технических новаций, позволивших сэкономить без снижения качества, Дон с готовностью учёл «непрофильный» опыт. Причудливое сочетание элементов фэнтези и научной фантастики, необычный юмор1, мрачноватая атмосфера (правда, не в ущерб ярким, колоритным деталям) – всё это заставляет вспомнить работы Ральфа Бакши, адресованные отнюдь не детям. Вместе с тем картина позволила замечательно раскрыться его собственному видению реальности. Из телефонного разговора фермера становится понятно, что загадочная аббревиатура «NIMH» расшифровывается как National Institute of Mental Health, то есть Национальный институт психического здоровья (НИПЗ). А вскоре миссис Брисби узнаёт и тайну крыс, подвергнутых лабораторным экспериментам, что способствовало бурному развитию интеллектуальных способностей подопытных животных. Мало того, её покойный муж Джонатан тоже находился в злополучном научно-исследовательском учреждении – и проявил себя геройски во время побега…
Кинематографисты сознательно отошли в ряде моментов от текста литературного первоисточника. В частности, привнесли волшебные мотивы, особенно впечатляющие под занавес, когда залогом спасения несчастных мышат становится амулет под названием «Камень». Однако это на удивление не прозвучало диссонансом – и точно не принизило гуманистического пафоса. Авторы прозрачно намекают, что истинным источником колоссальной силы мышки становится безграничная любовь к наивным, пока ещё несмышлёным детёнышам, позволяющая преодолеть любые невзгоды. Контраст с подлыми намерениями Дженнера, планирующего узурпировать власть в сообществе (и сорвать долго готовившееся путешествие в Долину Шипов), на пути которого встаёт благородный Джастис, дополнительно подчёркивает готовность вдовствующей миссис Брисби беззаветно пожертвовать собой. Всё завершается благополучно – немного жалеешь лишь о том, что героиня не присоединилась к походу крыс, наверняка сумевших построить на новом месте уникальный мир. Запоздалый сиквел послужит в данном отношении слабым утешением.
.
__________
1 – Особенно удачным оказалось приглашение комика Дома ДеЛуиза, наделившего своим голосом нелепого ворона Джереми.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий