Секреты Лос-Анджелеса / L.A. Confidential (1997)
Полнометражный фильм (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Другие названия: «Л.-А., конфиденциально» / «Лос-Анджелес, конфиденциально» / «Секреты Л.-А.» (рабочие названия).
США.
Продолжительность 138 минут.
Режиссёр Кёртис Хэнсон (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Авторы сценария Кёртис Хэнсон, Брайан Хелгеленд (премия «Оскар», номинация на «Золотой глобус») по роману Джеймса Эллроя.
Композитор Джерри Голдсмит (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Оператор Данте Спинотти (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Также на «Оскар» номинировались: Джанин Оппволл (художник-постановщик) и Джэй Харт (декоратор), Энди Нельсон, Анна Белмер, Кирк Фрэнсис (звук), Питер Хонесс (монтаж).
Жанр: криминальный фильм, драма, детектив, триллер
Краткое содержание
Лос-Анджелес сотрясает громкое уголовное дело — убийство нескольких человек, совершённое в заведении Nite Owl с особым цинизмом и жестокостью. По вызову на место происшествия прибывает детектив Эдмунд Эксли (Гай Пирс), накануне получивший звание лейтенанта, и капитан Дадли Смит (Джеймс Кромвелл) назначает его своим заместителем в расследовании. Казалось бы, преступники не остались безнаказанными — именно стараниями Эда. Однако со временем всплывают новые улики, не позволяющие Эксли считать дело закрытым. Так получается, что Эдмунду, чтобы изобличить истинного виновника, предстоит объединить усилия с коллегами: Джеком Винсенсом (Кевин Спейси) и Уэнделлом «Бадом» Уайтом (Рассел Кроу), притом что последний, мягко говоря, не питает к «выскочке» симпатий…
Также в ролях: Ким Бейсингер (Линн Брэкен, премии «Оскар» и «Золотой глобус»), Дэнии Де Вито (Сид Хадженс), Дэвид Стрэтэйрн (Пирс Морхаус Пэтчетт), Рон Рифкин (прокурор Эллис Лоу), Грэм Бекель (детектив Ричард Стенсленд), Эмбер Смит (Сьюзан Леффертс), Джон Мэхон (начальник полиции), Пол Гилфойр (Мики Коэн), Мэтт МакКой (Бретт Чейз), Паоло Сеганти (Джонни Стомпанато), Саймон Бейкер (Мэтт Рейнольдс), Томас Арана (Майкл Брёйинг), Шоуни Фри Джонс (Тэмми Джордан), Даррелл Сэндин (Лиланд Микс), Бренда Бакки (Лана Тёрнер).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 06.08.2021
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Этот фильм, являющийся безоговорочной вершиной в творчестве Кёртиса Хэнсона (даже попал в основной конкурс Каннского международного кинофестивала, пусть и остался без наград), способен произвести мощное впечатление и сегодня. И уж точно нет ничего удивительного в том, что в момент выхода картина не только пользовалась солидным зрительским спросом1, но и почти сразу оказалась отнесена к классике полицейского боевика и одновременно – неонуара. Тем не менее для полноты ощущений я бы посоветовал провести такой эксперимент: спустя некоторое (а лучше – длительное) время после первого сеанса ознакомиться с литературным первоисточником и затем посмотреть экранизацию ещё раз. Станет понятно, что именно нашли кинематографисты в прозе Джеймса Эллроя (в третьем по счёту произведении цикла «Лос-анджелесский квартет»2). Хэнсон и Брайан Хелгеленд неспроста потратили на написание сценария порядка двух лет, проведя скрупулёзную, филигранную работу по адаптации романной структуры к формату полнометражной киноленты. Однако в данном случае самым любопытным представляется не грамотное усечение огромного количества сюжетных линий, не «сжатие» действия, на страницах книги занявшего несколько лет, не полное или частичное изъятие ряда заметных персонажей (в частности, гангстера Мики Коэна, о котором лишь упоминается вскользь). Гораздо показательнее принципиальные изменения, внесённые в киноверсию.
Первая приходящая на ум мысль – что руководство Warner Bros. не позволило постановщику, известному мастеру саспенса, перенести на кинополотно все «грязные» секреты жителей Лос-Анджелеса (включая состоятельных, высокопоставленных, знаменитых персон), с въедливостью хроникёра обрисованные сочинителем. Иначе бы точно не обошлось присвоением рейтинга «R»… Но это-то ладно! Куда важнее, что авторы, отстояв принцип своеобразного триумвирата (продюсеры настаивали, чтобы кому-то из трёх ведущих героев было уделено значительно больше внимания, чем двум другим), всё-таки опустили кое-какие существенные подробности. Насколько бы жёсткими ни казались трактовки образов полицейских, распутавших громкое дело о резне в Nite Owl (название созвучно словосочетанию «night owl», то есть ‘ночная сова’), а наделить их собственными «скелетами в шкафу» кинодраматурги не рискнули. Так, о липовом воинском подвиге Эда Эксли не сообщается – и свежеиспечённый лейтенант вовсе не приходится сыном влиятельному бизнесмену. Бад Уайт рассказывает душераздирающую историю, как стал в детстве свидетелем избиения до смерти матери отцом, но о том, что одержимо искал вышедшего из тюрьмы (и благоразумно скрывшегося) родителя с целью умертвить негодяя – нет ни слова. А Джек Винсеннс не борется с отголосками наркотической зависимости и не подавляет странные желания, порождённые порнографическими фотографиями – плодом извращённой фантазии. Кроме того, Иньес Сото, жертва жестокого изнасилования, не становится между двумя первыми из них, превратившимися из заклятых врагов в союзников. Перечисленные моменты, бесспорно, показательны, но обращает на себя внимание и другой аспект.
Как будто специально для тех, кто успел ознакомиться с романом, Кёртис Хэнсон и Брайан Хелгеленд (кстати, вскорости тоже уйдёт в режиссуру) подбрасывают парочку таких фабульных поворотов, что прямо дух захватывает. Особенно это касается убийства Джека – да и кульминационная ночная перестрелка в заброшенном мотеле снята и смонтирована превосходно. И за экранными перипетиями волей-неволей следишь с неослабевающим (мало того, резко возрастающим по мере приближения развязки) интересом. Среди других достижений авторов хочется отметить замечательно воссозданную атмосферу Лос-Анджелеса (хотя оператор Данте Спинотти в общем-то не стремился добиться точной стилизации под легендарные нуары) и отличную игру актёров, в том числе со второго плана – вроде Дэнни Де Вито и Ким Бейсингер, отмеченной премией «Оскар». Всё это хорошо, однако самые дотошные почитатели творчества Эллроя могут задать создателям «Секретов Лос-Анджелеса» «неудобный» вопрос: а не привели ли вынужденные событийные купюры к спрямлению замысла и ослаблению критического пафоса взятого за основу произведения? Не стоило ли остановиться на варианте мини-сериала?
К счастью, не привели. Да, Кёртис Хэнсон по максимуму использовал зрелищный потенциал текста, а интрига, даже будучи слегка видоизменённой, держит в напряжении. Вместе с тем не менее ценно, что в фильме так или иначе затронуты практически все ключевые вопросы, поднятые в книге. Кинематографистам хватило времени, чтобы обрисовать масштаб коррупции, охватившей правоохранительные органы второго по численности населения мегаполиса Соединённых Штатов, обличить целую индустрию, построенную на удовлетворении интимных потребностей состоятельных граждан, и т.д. Главное же, режиссёру удалось уловить и передать заложенный в первоисточнике посыл: у жителей Города ангелов, тщательно оберегаемых подручными капитана Смита от залётных уголовников разных мастей, вовсе нет крылышек за плечами. Мало того, и тем, кто самоотверженно стоит на страже порядка, зачастую есть что скрывать. Так уж устроена жизнь общества (капиталистического общества – не в последнюю очередь), что неотъемлемой частью системы является порок. А там, где пышным цветом цветёт греховность, неизменно плодятся секреты. Другое дело, что ещё в Библии сказано: всё тайное становится явным. И даже неуловимому Ролло Томаси не уйти от возмездия.
.
__________
1 – Общемировые кассовые сборы составили $126,2 млн., а ведь режиссёру стоило изрядных усилий убедить студию инвестировать в производство $35 млн.
2 – Отчасти под влиянием триумфа коллеги к первому («Чёрная орхидея» /1987/) позже обратится Брайан Де Пальма.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий