Семь / Se7en (1995)

Семь / Se7en (1995): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Се7мь» (вариант перевода названия), «Семь» / «Seven» (альтернативный вариант написания названия), «Семь смертных грехов» / «The Seven Deadly Sins» (рабочее название).

США.

Продолжительность 127 минут.

Режиссёр Дэвид Финчер.

Автор сценария Эндрю Кевин Уокер.

Композитор Говард Шор.

Оператор Дариус Хонджи.

На премию «Оскар» номинировался Ричард Фрэнсис-Брюс (монтаж)

Жанр: криминальный фильм, драма, детектив, триллер

Краткое содержание
Лейтенант полиции Уильям Сомерсет (Морган Фримен), готовящийся к скорому уходу на заслуженный отдых, тем не менее получает новое задание — расследовать вместе с молодым детективом Дэвидом Миллзом (Брэд Питт), накануне переведённым к ним в город, обстоятельства убийства, совершённого с особой жестокостью. По ряду признаков напарники приходят к выводу, что это — только первая часть «шедевра» неведомого маньяка, обращающегося таким извращённым способом к грешному человечеству.

Также в ролях: Кевин Спейси (Джон Доу), Гвинет Пэлтроу (Трейси Миллз), Р. Ли Эрмей (капитан полиции), Джон МакГинли (Калифорния), Редж Э. Кэти (доктор Сантьяго), Альфонсо Фримен (специалист по отпечаткам пальцев), Ричард Раундтри (Мартин Тэлбот), Ричмонд Аркетт (работник службы доставки), Ричард Шифф (Марк Сворр), Готорн Джеймс (Джордж), Марк Бун-мл. (информатор из ФБР), Майкл Масси (контролёр в массажном салоне), Эндрю Кевин Уокер (первая жертва), Лиленд Орсер (чокнутый в массажном салоне).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 03.06.2017

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Семь / Se7en (1995): кадр из фильма
Напарники сработались

Полнометражный дебют Дэвида Финчера, «Чужой 3» /1992/, настраивал на скептический лад (ещё один бывший клипмейкер подался в кинорежиссёры…) – но уже своей второй постановкой он полностью реабилитировал себя в глазах критиков и зрителей. Фильм, обошедшийся в производстве лишь в $33 млн. (хотя кинокомпания New Line Cinema в рекламных целях уверяла, что это первый для студии проект класса «A»), неожиданно попал в число коммерческих лидеров сезона, собрав $100,1 млн. в национальном прокате, $330,1 млн. – в общемировом. А ведь, казалось бы, мало ли появилось подобных триллеров, спекулирующих – наряду с прочим – на христианской тематике! Сколько раз доводилось видеть, как блюстители закона (одиночки, напарники, члены слаженной команды) пытаются выйти на след и поймать неуловимого маньяка, стремящегося представить свои преступления, как правило, не меньше, чем «посланием заблудшему человечеству», для которого семь смертных грехов давно стали обыденным явлением.

Семь / Se7en (1995): кадр из фильма
Не в силах побороть себя

И всё же «Семь» действительно, тем более по истечении времени, воспринимается новым словом в жанре, давно уже не относимом к числу «низких», и – кажется вполне достойным сопоставления с небезызвестным «Грязным Гарри» /1971/, ставшим своеобразной вехой за четверть века до того. Финчер ведёт тонкую художественную игру, нагнетая напряжение, творчески осмысливая знакомые изобразительные средства, в том числе штампы. «Как они это любят», – иронически бросает Дэвид перед началом штурма отрядом полицейского спецназа квартиры подозреваемого, а в эпизоде его преследования Миллз, вопреки ожиданиям, так и не нажмёт на спусковой крючок пистолета… Сам автор словно напрашивается на сравнение с умным (воистину семи пядей во лбу!), всё просчитавшим маньяком, уже выбранным псевдонимом1 обнаружившим претензии на «вездесущность» и «всесильность». Но, в отличие от других выдающихся триллеров своего времени, «Молчание ягнят» /1991/ и «Основной инстинкт» /1992/, лента напрочь лишена иронии и хотя бы намёка на «чёрный юмор». Зритель неизбежно заражается чувством морального непокоя, предчувствием медленно, но верно движущегося по направлению к пропасти мира в преддверии Страшного суда, догадываясь, что упоминание семи смертных грехов принципиально, а непрекращающийся проливной дождь служит чуть ли не ранним предвестием конца света. Только если новоявленный пророк «вдохновлялся», по предположениям, европейской литературой2, то в уста лейтенанту сценарист Эндрю Кевин Уолкер (кстати, лично представший в качестве первой жертвы) и режиссёр вложили слова Эрнеста Хемингуэя: «Мир – прекрасное место. И за него стоит бороться». Впрочем, во избежание упрёков в по-американски наивном «хеппиэндизме» (и вопреки настояниям продюсеров!), развязку авторы предпочли на редкость, запредельно мрачную. Однако добро торжествует на более тонком, метафизическом уровне. Сомерсет, наречённый в честь знаменитого писателя Уильяма Сомерсета Моэма (его «Бремя страстей человеческих» даже стало предметом обсуждения с Дэвидом), образ которого проникновенно и интеллигентно воплотил Морган Фримен, в закадровом монологе подчёркивает, что согласен именно со второй частью высказывания «старика Хема».

.

__________
1 – Джон Доу – принятое в США обозначение неизвестного лица мужского пола (сравни: имярек).
2 – В диалогах упоминаются (помимо Библии) труды Фомы Аквинского, Данте, Чосера, маркиза Де Сада.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Белопольская Виктория. Приключения мистера Алигьери в Новом Свете // Огонёк. – 1996, № 35. – С. 57.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+