Сердце Ангела / Angel Heart (1987)
Другое название: «Сердце Эйнджела» / «Ангельское сердце» (варианты перевода названия), «У врат ада» / «У дверей ада» / «Aux portes de l’enfer» (Канада: франкоязычное название).
США, Канада, Великобритания.
Продолжительность 113 минут.
Режиссёр Алан Паркер.
Автор сценария Алан Паркер по роману Уильяма Хьёртсберга.
Композитор Тревор Джонс.
Оператор Майкл Серезин.
Жанр: фильм действия, детектив, триллер
Краткое содержание
Частный сыщик Гарри Ангел (Микки Рурк), живущий и работающий в 1955-м году в Бруклине, принимает предложение адвоката Германа Уайнсапа (Дэнн Флорек), представляющего интересы загадочного Луи Сайфра (Роберт Де Ниро). Сайфр обещает Гарри заплатить огромный гонорар в пять тысяч долларов, если тот найдёт его должника — музыканта Джонни Фэйворита, стяжавшего шумную славу до войны. Расследование приводит Ангела в Новый Орлеан, штат Луизиана, и становится всё более опасным. Люди, знавшие Фэйворита, начиная с доктора Альберта Фаулера (Майкл Хиггинс) и заканчивая бывшей возлюбленной Джонни Маргарет Крузмарк (Шарлотта Рэмплинг), погибают при необъяснимых обстоятельствах.
Также в ролях: Лиза Боне (Эпифани Праудфут), Стокер Фонтельё (Этан Крузмарк), Брауни МакДжи (Тутс Суит), Элизабет Витчкрафт (Конни), Элиот Кинер (детектив Стоун), Чарльз Гордон (Спайдер Симпсон), Кэтлин Уайлхойт (медсестра), Джордж Бак (Иззи), Джудит Дрейк (жена Иззи), Прюитт Тейлор Винс (детектив Деймос),
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.01.2015
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Помню, с каким недоумением приняли у нас на излёте «перестройки» «Сердце Ангела», официально появившееся в кинопрокате чуть ли не раньше, чем на видео. Многие интуитивно чувствовали, что фильм чересчур сложен и совершенен в формальном плане, чтобы воспринимать его исключительно на жанровом уровне, в качестве развлечения. Но и чтобы оценить тонкую художественную игру Алана Паркера, нужно было, как минимум, хорошо ориентироваться в мифологии «чёрного фильма», равно как и в западной традиции отражения на экране мистики. И уж совсем необходимо – загодя ознакомиться с двумя личными шедеврами Романа Поланского. Сорокатрёхлетний английский режиссёр, адаптировавший роман Уильяма Хьёртсберга «Падший Ангел» /1978/, словно делает явным то, что скрывалось у его коллеги глубоко в подтексте. Связывает воедино события «Ребёнка Розмари» /1968/ и «Китайского квартала» /1974/, разъясняя, как именно «эволюционировала» Америка, превратившись из продажного и порочного Лос-Анджелеса образца 1930-х годов в Нью-Йорк конца 60-х, когда канун второго пришествия Христа установился, так сказать, официально. Попутно, добавим, раскрывая, почему Роман предпочёл именно эти два жанра, изумительно передавшие атмосферу своего времени и имеющие, вопреки внешнему несходству, очень много общего. Впрочем, не исключено, что в подобных тонкостях не слишком разобралась и заокеанская публика, также встретившая картину гораздо сдержаннее (кассовые сборы составили $17,2 млн., едва превысив производственный бюджет в размере $17 млн.), чем она того заслуживала.
Теперь-то ясно как день, что в качестве промежуточного звена выступил развесёлый Нью-Орлеан, штат Луизиана, на излёте маккартизма – краткого, но насыщенного и зловещего периода тотальный «охоты на ведьм» и насаждения в обществе паранойи. Город, дышащий ритмами блюза и известный местными легендами о продаже дьяволу душ взамен на славу и деньги. Луи Сайфр1, избравший псевдоним, звучащий «дешёвой насмешкой», по той причине, что «на Манхэттене развелось так много Мефистофелей», назидательно цитирует софоклова «Царя Эдипа», напоминая, «как ужасны знания, когда они не приносят успокоения познавшему». И частный сыщик с «ангельской» фамилией открывает ужасные тайны уже не внешнего мира2, погрязшего в грехе инцеста, но – самого себя. Самого себя, оказывающегося безвольным орудием в руках Князя тьмы, покровителя сильных мира сего, и даже – непосредственным родителем Чёрного Антихриста. «Я знаю», – спокойно заявляет Джонни в ответ на реплику о том, что ему предстоит гореть в аду, морально настроившись на бесконечно долгую поездку на лифте прямиком в преисподнюю.
Таким образом, Алана Паркера можно отнести к числу адептов постмодернизма, набиравшего силу в 1980-е, а тех, кто склонен принимать события ленты на веру и придерживаться буквальной интерпретации, – обвинить в тяготении к мракобесию. Вернее, можно было бы – если б в финале автор, в сущности, не ушёл от однозначной (в духе христианского демонизма) трактовки сюжета. И не намекнул, что божественное и сатанинское противоборствуют в душе каждого, проявляя себя в психических феноменах (включая крайние формы – расстройства вроде шизофренического распада личности), по-прежнему недоступных пониманию человеческого разума, и лишь затем претворяясь в материальном мире. Между прочим, впору выразить радость, что именно эта, подлинно новаторская сторона паркеровского фильма оказалась облюбована кинематографистами – и легла в основу целой серии выдающихся жанровых образчиков.
.
__________
1 – Говорят, Роберт Де Ниро копировал манеры Мартина Скорсезе, у которого, кстати, чуть позже откажется исполнить роль Иисуса.
2 – «Это свободная страна», – резонно замечает Эпифани Праудфут, отвечая на вопросы Гарри касательно её участия в ритуальных плясках приверженцев культа вуду.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Материалы о фильме:
Видеоклуб // Ровесник. – 1990, № 5. – С. 31.
Амашукели Нугзар. «Сердце Ангела» // Спутник кинозрителя. – 1990, № 11. – С. 15.
Дроздова Марина. Рассказчик на два этажа // Советский экран. – 1990, № 18. – С. 29.
Бессмертный Андрей. Подлинное досье кинодетектива // Видео Дайджест. – 1991, № 7. – С. 38-45.
Фёдоров Александр. Кошмары по пятницам и в другие дни недели, или Маньяки-убийцы на ваших экранах // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 26. – С. 142-143.
Микки Рурк // Видео-Асс Sunrise. – 1994, № 2. – С. 27-28.
Пресс-бокс // Советский экран. – 1988, № 08. – С. 12-13.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий