Сергей Кудрявцев ПРОСТИ, ТИНТО!

ПРОСТИ, ТИНТО!

Земную жизнь пройдя до половины, он очутился в эротическом плену

Тинто Брасс*, названный в одном французском справочнике «человеком-оркестром итальянского кинематографа», действительно испытал себя в самых разных жанрах: от типичных «комедий по-итальянски» до заумных лент в стиле модного во второй половине 60-х годов «кино контестации». Он удивлял сюрреалистическими изысканиями в банальном по сюжету вестерне «Янки», прельщал интимными, почти психопатологическими откровениями в ряде картин на рубеже 60-70-х годов. Пока наконец-то не обрел «искомую духовность» в сфере эротических фантазий, грез, подспудных желаний и дерзких забав.

Т.Брасс не был первооткрывателем эротического кинематографа, когда снял в 1975 году в возрасте сорока двух лет шпионско-сексуальную мелодраму «Салон Китти» о публичном доме в фашистской Германии.

История про «Штирлица в юбке» (вернее, без оной, а ля натюрель), прикрывая наготу и примитивность смысла (но щедро демонстрируя раздетые тела, дезабилье, как говорят французы), рядилась в одежды политического, антифашистского фильма. Но эротические и садо-мазохистские игры под звуки фашистских маршей, на фоне флагов со свастикой или кинопроекции нюрнбергских нацистских парадов, казались пошлыми, более того, оскорбительными. Соперничество режиссера с давними и новыми классиками (Л. Висконти, Б. Бертолуччи, Л.Вертмюллер, Л. Кавани),

_______
* Родился 26 марта 1933 года в Милане

2

Сергей Кудрявцев ПРОСТИ, ТИНТО!

3

которые трактовали тему фашизма в неожиданном и неоднозначном плане, выглядело сомнительным и обескураживающим.

Критики из английского журнала «Филмз энд Фил-минг» отыгрались на зарвавшемся эпигоне, назвав «Салон Китти» самым большим разочарованием сезона 1976 года. Даже странно, что тогда на Тинто Брасса возлагались какие-то надежды. Сейчас же ретроспективно понимаешь, что псевдоантифашистская лента итальянского режиссера является, возможно, его лучшей работой в эротическом цикле, поскольку мелодраматически-сентиментально трогает душу доверчивого зрителя, который готов искренне сочувствовать трагическому любовному роману «Hitlermadchen» из борделя и уставшего воевать геринговского аса.

Прости, Тинто!

Режиссер напрасно маскировался и в постановочно-эпической костюмно-исторической, а на самом деле, почти порнографической картине «Калигула», обманув крупных английских «звезд», известного американского писателя Г. Видала, вынужденного снять свою фамилию с титров. Т. Брасс, лицемерно скрывшись поначалу под американским псевдонимом, предоставил право продюсеру Б. Гуччоне (ведь пятнадцатимиллионный бюджет был получен от популярных эротических журналов США «Плейбой» и «Пентхауз») пробивать фильм на экраны обычных, а не специализированных порнокинотеатров. Претензии режиссера на анализ механизма власти и диктатуры, калечивших даже тех, кто стоит во главе империи, довольно скоро (и окончательно) уступают в этой ленте место скандальному и эпатирующему показу жестокости и разгула правителей Древнего Рима. А откровенные эпизоды лесбийского и орального полового акта выглядят как вставные номера, снятые как бы специально для порножурналов, и никакими особыми художественными задачами появление подобных «дивертисментов» не обусловлено и не оправдано. Кроме того, их можно, совершенно безболезненно, без ущерба для смысла, изъять. Подозреваю, что у тех, кто видел «вырезанную» копию, сложилось гораздо более положительное впечатление о замысле Т. Брасса, на этот раз амбициозно посягавшего на соревнование с самим маэстро Ф. Феллини и

4

его «Сатириконом» (не случайно был приглашен и его замечательный художник Д. Донати).

Забавно, что немало настрадавшийся из-за «Калигулы» постановщик был использован явно менее даровитыми кинодеятелями в качестве своеобразного тарана, пробивающего брешь в каменной стене запретов. Бесчисленные «эротические пеплумы» типа «Калигулы и Мессалины» и «Нерона и Попейи» заполнили итальянские экраны, да и в других странах осознали привлекательность формулы «секс и насилие в жизни властителей мира», помимо всего догадавшись выпускать ленты сразу в нескольких вариантах – от бесспорно порнографических до просто эротических. Добавим, что «сексплуататоры всех мастей» не оставили без внимания и предыдущий опыт Т. Брасса по «эсэсовизации» секса, настойчиво потчуя озабоченных зрителей картинами вроде «Пленниц специального отряда СС» и «Борделя СС».

Тщеславный автор «Салона Китти» и «Калигулы» вряд ли желал славы третьесортного лидера у ремесленников кино, набрасывающихся со сладострастием на любую пикантную тему, которую к тому же прежде невольно «освятил» режиссер классом и престижем повыше.

Прости, Тинто!

Не желая больше рисковать репутацией, ввязываясь в эротико-политические или сексуально-исторические игры, Т.Брасс, целиком отдался «интимно-альковному кинематографу», правда, не в силах преодолеть свою эстетско-барочную страсть к атмосфере минувшего, преимущественно сороковых годов нашего века, на которые, кстати говоря, приходятся детство и отрочество режиссера. Небесталанный С. Ипполити, постоянный оператор его фильмов эротического цикла, помогает Т. Брассу выразить восхищение перед антуражем прошлого, уловить некий особый дух ушедшего времени («Ключ», «Миранда», «Любовь и страсть» или «Каприччио»), хотя порой визуально разнообразная красота мира выглядит уже открыточной, слащаво-приторной, сиропной, в стиле фотороманов, в том числе эротического содержания. Изысканные интерьеры, зеркальные отражения, игра

5

света и цвета, будучи задействованными неоднократно и чрезмерно, начинают постепенно раздражать так же, как и навязчивая любовь постановщика-монтажера в одном лице к крупным планам женских половых органов, будто подсмотренных невзначай, но рассматриваемых-то долго – и анфас, и сбоку, и сзади. Словно подросток ненасытно разглядывает неведомую и влекущую женскую промежность или престарелый вуаерист наслаждается видом того, что доставляло физическое удовольствие когда-то раньше.

Нет ничего плохого и постыдного в любовании вагиной, в ласке мужскими губами и языком женских половых губ, в этом своего рода поцелуе (между прочим, и обычный поцелуй может быть приравнен к половому акту!). Известно и то, что именно подобные сцены, а минетные и лесбийские в придачу, действуют наиболее возбуждающе в эротическом кино, а особенно соития редко получаются «сексапильными», «заводящими». Но «застревая» в состоянии любовной интерлюдии, обласкивая женское тело буквально с головы до ног, Брасс теряет всякое чувство меры и вкуса, в конце концов надоедая своей манией к созерцательно-мануально-оральному сексу и почти избегая демонстрации вагинального акта (и то женщина показывается чаще всего в верхней позиции, что вроде кинематографичнее и эротичнее, когда используется не сплошь и рядом). Как говорит герой в какой-то французской ленте индекса X (название уже забыл), «нельзя заниматься любовью одним и тем же способом в одном и том же месте да еще с одними и теми же партнерами».

Кажется, режиссер еще не в таком возрасте (только через год ему исполнится шестьдесят), чтобы безоглядно увлечься вуаеризмом, или же он запоздало реализует свое либидо сороковых годов, настойчиво возвращаясь во время и после фашистской диктатуры Муссолини, когда его детские сексуальные желания подавлялись не только благодаря католицизму. Высвобождение инстинктов, связанное, по Брассу, с послевоенным обретением об-

6

щей свободы, оказалось разрешенным в полной мере для отражения в кино только в 70-80-е годы, – вот и наверстывает он упущенное, обнаруживая внешне женское в женщине, сокрытое под одеждой, спрятанное между ее ног. Вместо того, чтобы постигать глубину женского естества, таящегося внутри: в душе, и в сердце, и в безднах лона. Сознательно огрубляя и вульгаризируя, можно сказать: если для М.Феррери, например, суть его кинематографа последних пятнадцати лет сводится к идее «Будущее – это женщина», то для Т.Брасса кинотворчество ныне ограничивается немудреным жизненным наблюдением: «Вагина вкупе с холмом Венеры – это все». Дальше этого «горизонта» он уже ничего не видит.

Прости, Тинто!

Между прочим, новая «эротзвезда» Ф. Деллера, рассмотренная в разных позициях в картине «Любовь и страсть», пришлась по душе и М. Феррери, который все-таки использовал ее в качестве символа возбуждающей плоти в притче с характерным названием «Плоть». У Т. Брасса же и Ф. Деллера, и С.Гранди, и даже С.Сандрелли лишены символического ореола, более того, представлены просто как женщины, сами одержимые сексуальными комплексами, желающие утолить свою невостребованную чувственность. Трудно рассуждать о какой-либо игре первых двух исполнительниц, но и талантливая актриса С.Сандрелли, кажется, всего лишь расслабляется и получает удовольствие в эротических сценах в «Ключе», ничуть не помышляя об актерской сверхзадаче и остальной дребедени. Еще невыразительнее мужские исполнители, хотя мне нелегко в должной мере оценить их сексапильность, внешнюю привлекательность, достоинство фигур – тут уж решать зрительницам. А с актерской и человеческой точки зрения они мне вовсе не интересны. Другое дело – фактурные, с ярким характерами, одаренные талантом Б. Фехмию и X. Бергер в «Салоне Китти», М.Макдауэлл в «Калигуле». Но когда это было!..

Закономерно, что опускаясь все ниже и ниже по на-

7

правлению к Бессмысленному эротическому кино», постановщик отказывается и от льстящих его самолюбию культурных ассоциаций и аллюзий. Если «Ключ» и «Миранда» еще являются очень вольными и чересчур примитизированными версиями известных произведений, соответственно романа японского писателя Дз. Танидзаки и пьесы «Хозяйка гостиницы» К.Гольдони, то в самых последних опусах – «Любовь и страсть» и «Паприка» – Т. Брасс выступает как автор не слишком оригинальных «оригинальных сценариев», то есть написанных непосредственно для экрана. Он замыкается в узком кругу адюльтерных историй, незамысловатых любовных похождений, куцых по морали банальных сюжетов сексуального характера, правда, еще пытаясь поддержать марку хотя бы внешнего эстетизма, некоего подобия художественности, пусть натужной фантазии. Это вовсе отсутствует в других поделках итальянского эротического кино, в частности, в «Ночной женщине» с той же С.Гранди или в подражательной дилогии «11 дней и ночей», стремящейся повторить невероятный успех, который выпал на долю американского фильма «Девять с половиной недель» в Италии. «Спагетти-эротика» мало чем отличается по уровню от «спагетти-вестернов» или «спагетти-фильмов ужаса».

Поэтому поневоле становится стыдно за несдержанные слова в адрес все же даровитого Тинто Брасса, который, к сожалению, с каждой новой лентой утрачивает последние остающиеся надежды касательно его кинематографического мастерства. Что ни говорите, с таланта спрос взыскательный. С печалью думая о растрачиваемых вхолостую, о – позволю себе хулиганскую выходку – «мастурбируемых» способностях режиссера, упрекая его в непротивлении пошлости и безвкусице, я в очередной раз восклицаю: «Прости, Тинто!», вряд ли надеясь, что он услышит или поймет не столько мою просьбу о прощении, сколько возглас-предостережение. А жаль!

Прости-прощай, Тинто!

Сергей Кудрявцев

8

ТИНТО БРАСС. ФИЛЬМОГРАФИЯ

1963 – Кто работает, тот потерян (Chi Lavore e Perduto), Италия.

1964 – Новеллы «Птичка» (L’uccellino), 7 мин. и «Автомобиль» (L’automobile), 9,5 мин. в фильме «Моя жена» (La mia Sidnora), Италия.

1964 – Летающая тарелка (II Disco Valante), Италия.

1965 – Са ира, восстания поток (Са ira il Fiume della Rivolta), Италия, документ, фильм.

1966 – Янки (Jankee), Италия – Испания, 92 мин.

1967 – Запыхавшись (Col Cuore in Gola), Италия.

1968 – Черное на белом (Nerosubianco), Италия.

1969 – Вопль (L’urlo), Италия, 95 мин.

1970 – Выбывший (Dropout), Италия-Великобритания.

1971 – Отпуск (La Vacanza), Италия, 105 мин.

1975 – Салон Китти (Salon Kitty), Италия – ФРГ – Франция, 120 мин.

1977 – Калигула (Caligula), (выпуск –1979), Италия – США – Великобритания, 156 мин.

1979 – Мотор! (Action), Италия.

1983 – Ключ (The Key), Италия, ПО мин.

1984 – Миранда (Miranda), Италия 95 мин.

1987 – Любовь и страсть (Каприччио – Love and Passion – Capriccio), Италия, 100 мин.

1990 – Паприка (Paprika), Италия, 113 мин.

1992 – Так поступают все женщины (Cosi Fan Tutte), Италия, 95 мин.

С. КУДРЯВЦЕВ

9

Кудрявцев Сергей. Прости, Тинто! // Видео-Асс. Звёзды экрана. – М.: Видео-Асс, 1993. – С. 2-9.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+