Серп и молот / Serp i molot (1994)
Полнометражный фильм (номинация на премию «Ника» продюсера Сергея Ливнева).
Другие названия: «Серп и молот» / «Hammer and Sickle» (международное англоязычное название).
Россия.
Продолжительность 93 минуты.
Режиссёр Сергей Ливнев.
Авторы сценария Сергей Ливнев, Владимир Валуцкий (номинация на премию «Ника»).
Композитор Леонид Десятников (номинация на премию «Ника»).
Оператор Сергей Мачильский.
Жанр: драма, мелодрама
Краткое содержание
Высшее руководство Страны Советов, включая лично Иосифа Сталина (Владимир Стеклов), согласовывают дерзкий медицинский эксперимент. Крестьянке Евдокии Кузнецовой проводят операцию по смене пола — и на свет появляется Евдоким Кузнецов (Алексей Серебряков). Его судьба поначалу складывается успешно. Евдоким становится метростроевцем-стахановцем, создаёт крепкую «ячейку общества» с Елизаветой Ворониной (Алла Клюка), в том числе удочеряет девочку Долорес (Зульфия Хакимова), спасённую из охваченной гражданской войной Испании… Даже служит прототипом идеального представителя пролетариата скульптору (Лариса Уромова), чей памятник «Рабочий и колхозница» поразит мир! Но времена наступили слишком тяжёлые, чтобы у Кузнецова совсем не возникло сложностей.
Также в ролях: Алексей Серебряков (также: милиционер в штатском, озв.), Евдокия Германова (Вера Раевская), Авангард Леонтьев (Алексей), Нодар Мгалоблишвили (Амвросий Бакрадзе), Армен Джигарханян (Амвросий Бакрадзе, озв.), Марина Кайдалова (Мария Бакрадзе), Анатолий Равикович (профессор), Виктор Цымбал (начальник «шарашки»), Гоша Куценко (милиционер в штатском), Иван Мартынов (лейтенант), Ольга Толстецкая (Клавдия Храпова).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.10.2020
Авторская оценка 4/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
На фоне потока бездарных (бездарных, пусть иногда и превозносившихся кинокритиками в угоду тогдашней конъюнктуре) поделок вторая постановка Сергея Ливнева выглядит, признаться, ещё неплохо. Приступая к сеансу, находишься в предвкушении привычного обличительства «кровавой тирании», поскольку действие разворачивается во вторую половину 1930-х годов, столь полюбившуюся «перестроечным» и постсоветским деятелям киноискусства. А тут так называемая «шаращка» внезапно оказывается непохожей на пыточную да и на обычную тюрьму, напоминая именно научно-исследовательское учреждение. Люди не выглядят затравленными, не демонстрируют рабскую психологию. Даже репрессии показаны какими-то точечными (правда, всё равно немотивированными), без того апокалиптического размаха, что рисовало воображение антисоветчиков со стажем. Чувство меры слегка изменяет авторам дальше – в эпизоде аудиенции Кузнецова у товарища Сталина1, выставленного истериком (иначе интеллигенция совсем не поняла бы режиссёра…). Но и это можно было б простить, если б наличествовали достаточные художественные основания. Увы, слабым местом «Серпа и молота» на поверку оказывается именно концепция, которая, обретая под занавес законченную форму, воспринимается если не откровенно глупой, то точно – примитивной и вторичной.
Ливнев, по первой профессии оператор, по второй – кинодраматург, уделил (как и в действительно ярком дебюте «Кикс» /1991/) повышенное внимание обоим аспектам. Изобразительное решение – наряду с удачными декорациями и скрупулёзно подобранным реквизитом – вызывает похвалу, а сценарий, написанный на пару с Владимиром Валуцким, заставляет следить за достижениями и страданиями Евдокима, бывшей Евдокии, не без любопытства. Отдельного упоминания заслуживают кадры, стилизованные под официальную хронику. Кроме того, Сергей добился (на зависть дипломированным коллегам) убедительной игры от актёров, в том числе от Алексея Серебрякова, тем более необычного в главной роли, что специализировался на иных, мужественных партиях. Жаль только, что претензии создателей сотворить не сатиру на злобу дня, а глубокомысленную притчу видятся, мягко говоря, наивными. Начать хотя бы с того, что сама тема хирургической коррекции пола выглядит притянутой за уши. Авторы «забыли», что впервые такая операция была проведена вовсе не в СССР, а в Германии ещё в 1930-м году (над датчанином Эйнаром Вегенером, ставшим Лили Эльбе), позже – практика получила распространение в других странах, не исключая Советский Союз. Труды Арона Белкина, занимавшегося вопросами транссексуальности, снискали достаточную известность в профессиональных кругах, и на его исследования ссылалась, в частности, профессор Юлия Гиппенрейтер в учебнике (!) «Введение в общую психологию» /1988/. Да и в чём сенсационность? В том, что Кузнецов(а) якобы послужил(а) прототипом Рабочего в монументальном памятнике, восхитившем посетителей международной выставки в Париже? В том, что стал(а) заложником ситуации?..
Замысел исчерпывающе раскрывается в финале, когда Ливнев и Валуцкий, отбросив намёки и недоговорённости, практически прямым текстом озвучивают мысль, что общество, а также произвол вождя, тоталитаризм, суровое предвоенное время, наконец, История не позволяют индивиду отстоять свою «самость» (не путать с «самцовостью»). Ему, возвеличенному и парализованному, только, мол, и остаётся, что предпочесть смерть, попутно надоумив удочерённую юную испанку Долорес, постриженную и одетую «под мальчика», повторить (в игровой форме) подвиг Павлика Морозова. Н-да… Истинная символичность «Серпа и молота» возникла в другом – помимо воли художников. Не секрет, что Сергей Мавроди основал (на деньги, вытащенные из карманов граждан) «МММ-студию», причастную к появлению не только рекламных роликов про счастливчика Лёню Голубкова и развлекательных телепередач, но также фильмов. Вот и получилось, что действию кинопроизведения, развенчивающего «культ личности» вождя народов и всю советскую эпоху в придачу, предшествует заставка кинокомпании (те самые три бабочки, превращающиеся в буквы «М»), учреждённой, пожалуй, самым ярким жуликом периода «реформ»… Это – воистину символично! Словно в подтверждение догадки именно Сергей Ливнев позднее выступит автором идеи и одним из продюсеров ленты «ПираМММида» /2011/, снятой по «автобиографической» повести тёзки-мошенника, пригласив воплотить образ Мамонтова (идеализированного Мавроди) не кого иного, как Серебрякова.
.
__________
1 – Между прочим, Иосиф Виссарионович наслаждался в кинозале просмотром чаплинского шедевра «Огни большого города» /1931/.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Полетаева Наталья. Лестница в никуда // Видео-Асс PREMIERE. – 1993, № 16. – С. 7.
«Серп и молот» // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 25. – С. 3-4.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий