Серый волк энд Красная шапочка / Seryy Volk end Krasnaya Shapochka (1990)

Зуй Евгений. Тяп, Ляп – интервью! // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 2. – С. 38-40.

ТЯП, ЛЯП – ИНТЕРВЬЮ!

Помните, «я не ел морковь!!!»… Сам-то Гарри, может быть и ел. Дело не в этом. А в том, что его мультфильмы уже давно живут сами по себе, то и дело возникая в речи и памяти народной. А раз мультфильмы известны, негоже нам забывать и о творце. Тем более о таком неординарном. Про него рассказывают кучу разных историй (по большей части весьма забавных), а он надевает широкополую черную шляпу и черный же плащ и с видом эдакого Аль Капоне от анимации объезжает международные фестивали, собирая всевозможные призы.

…Рассказывают, что однажды Бардин придумал гениальный рисованный мультфильм. Во сне. А когда проснулся и пришел на студию, то обнаружил, что краски кончились. Все лимиты, фонды и т.п. были исчерпаны (шел конец 1983 года). Занервничал Бардин и побежал в магазин «Канцтовары». А там тоже красок нет, и карандашей нет… А есть один пластилин, и только двух цветов. Рассердился Бардин, накупил на все деньги пластилина и создал гениальный первый советский пластилиновый объемный фильм «Тяп, Ляп – маляры!»…

ПРО ДУДОЧКУ И ПТИЧКУ

– Гарри Яковлевич, а правда ли, что вы просто рисовать не умеете, потому и делаете свои фильмы из всяческих необычных материалов?

– Это почему же не умею?! Немного умею. Но лепить я умею еще лучше. Просто мне в свое время стало неинтересно делать плоские фильмы.

– В каком смысле плоские?

– Во всех.

– А почему сейчас почти не делают картин в традиционной «диснеевской» стилистике, а все больше по-

38

является персонажей из неких загадочных материалов?

– А кто его знает. Просто мода такая, наверное… Вот А.Татарский заявил в «Московском комсомольце», что он пошел дальше Диснея со своими носатыми героями. А куда он пошел – не знаю…

– Вы испробовали, пожалуй, самые разные материалы: пластилин, спички, проволоку, веревки… Есть ли стилистика, которую вы не освоили?

– Компьютерная анимация. Честно говоря, компьютера я немного боюсь. На его освоение уйдет уйма времени, а результаты… Ей-богу, мне наши рукотворные «неправильные» герои гораздо симпатичнее всех этих тщательно вырисованных красивостей.

– А вы не мечтаете построить свой собственный «Бардин-ленд» и снять свою версию «Кролика Роджера»?

– Нет. Наверное, я единственный аниматор, который не хочет этого.

… Рассказывают, что однажды Бардин придумал гениальную комедию с персонажами – сахарными человечками. Во сне придумал. Наутро купил за большие деньги мешок сахара и привез его на «Союзмультфильм». Только поставил, отвернулся – мешок стащили. Занервничал Бардин, побежал в магазин и притащил мешок соли – решил снять гениальную трагедию с персонажами – солеными человечками. А ночью на студии прорвало трубы, вода разлилась и растворила соль. Рассердился Бардин и ушел из «Союзмультфильма». Навсегда. А с потолков капала соленая вода, и седоусый заливщик говорил всем, что это стены плачут – они-то думали, что Бардин снимет гениальный фильм о кирпичных человечках…

КОНФЛИКТ-БРЭК-БРАК

– А вы не боялись уходить с «Союзмультфильма»? И правда ли, что помещение досталось вам от Ельцина чуть ли не в подарок?

– Во-первых, не боялся. Кого мне бояться? Во-вторых, не от Ельцина, а от Лужкова. И не в подарок, а в аренду на Шлет. Пришлось, правда, побороться с супрефектом, с какой-то ассоциацией, потом со строителями…

– А что теперь?

– У меня сейчас есть три сценария, готовых к постановке – денег нет. Вообще-то сценариев больше, но эти готовы полностью. Так что надеюсь сейчас запуститься с новой картиной – я и так после «Красной Шапочки» два года ничего не снимал. Считаю, что задолжал зрителям два фильма.

– У вас жесткий режим – одна картина в год?

– Просто маленькая студия, и мы рассчитываем на свои силы.

– И о чем же будет ваш новый фильм?

– Не скажу – я стал суеверным.

– Но с деньгами-то при такой фестивальной известности проблем не должно быть…

– Но есть. Заграница нам не поможет. Мы для них – как папуасы для Миклухо-Маклая: милые, добрые, и за стеклянные шарики что угодно отдадут. А я не хочу за шарики работать.

… Рассказывают, что однажды возвращалась группа наших аниматоров с какого-то зарубежного фес-

39

тиваля. Встречают их в Шереметьево журналисты. Выходит из секции таможенного контроля Александр Татарский и гордо объявляет: «Мой фильм признали лучшим в Европе!» Все аплодируют. Вторым появляется Андрей Хржановский. «Мой фильм, – говорит, – признали лучшим в мире!» Все в восторге. Последним появляется Бардин. Журналисты к нему: «Гарри Яковлевич, а вам, что, призов не дали?» «Почему, – смеется Бардин, – дали. Мой фильм признали лучшим из всех советских.»

ДОСТАТЬ ДО НЕБА

– Гарри Яковлевич, а правда, что «Серого Волка» за пределами СНГ не поняли, уж больно юмор специфичный?

– Неправда, поняли. Даже без перевода. Я сам сидел в зале на фестивалях в Штутгарте, Тампере и Брюсселе и видел – публика очень живо реагировала.

– А вообще наши мультфильмы в мире смотрят или только призы на фестивалях дают?

– Конечно, смотрят. К примеру, Госкино отдало нашей студии права на мои 8 прежних фильмов. К сожалению, пока я не могу их продавать – во многих странах сроки договоров на прокат еще не истекли.

– А кто работает с вами на студии?

– У нас – все лучшие. Художник А. Мелик-Саркисян, три аниматора – мечта любой студии (так и запишите) – Л.Маятникова, И.Собинова-Кассиль и Н.Федосеева, оператор В.Струков…

– А сценаристы, режиссеры?

– Сценарист, режиссер, администратор и художественный руководитель у студии один – это я.

– Ваши картины выдвигались на «Оскара», получили Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, приз Анесси. Вы ощущаете себя живым классиком?

– Боже упаси!

… Рассказывают, что встретились как-то Эдуард Назаров, Юрий Норштейн и Гарри Бардин. «Гарик, – говорит Норштейн, – ты вроде похудел…» «ОХУДЕЛ» он, а не похудел,» – буркнул Назаров…

Евгений ЗУЙ

ФИЛЬМОГРАФИЯ ГАРРИ БАРДИНА

1975 «Достать до неба»

1977 «Про дудочку и птичку»

1978 «Приключения Хомы»

1979 «Летучий корабль»

1980 «Пиф-паф ой-ой-ой» – на ТВ

1981 «Дорожная сказка»

1982 «Прежде мы были птицами»

1983 «Конфликт»

1984 «Тяп, Ляп — маляры!»

1985 «Брэк»

1986 «Банкет»

1987 «Брак»

1988 «Выкрутасы»

1990 «Серый Волк энд Красная Шапочка»

_______

* Впрочем, мало ли что рассказывают… Может, и не рассказывают вовсе. Так что и не верьте, не надо. Зато все остальное – Гарри Бардин и его фильмы – чистейшая правда.

40

Pages: 1 2 3 4 5 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+