Шарада / Charade (1963)

Шарада / Charade (1963): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Ни о чём не подозревающая жена» / «The Unsuspecting Wife» (название оригинального сценария).

США.

Продолжительность 113 минут.

Режиссёр Стэнли Донен.

Автор сценария Питер Стоун по сюжету Питера Стоуна и Марка Бема.

Композитор Генри Манчини.

Оператор Чарльз Лэнг.

Жанр: комедия, детектив, мелодрама, триллер

Краткое содержание
Молодая американка Реджина Лэмперт (Одри Хепбёрн) направляется в Париж с твёрдым намерением подать на развод с мужем Чарльзом — но не успевает осуществить задуманное… Как следует из разъяснения полиции, он был выброшен из поезда. Одновременно возникают зловещие фигуры Текса Пантолоу (Джеймс Коберн), Германа Скоби (Джордж Кеннеди) и Леопольда Гидеона (Нед Глэсс), дающих понять, что жаждут заполучить двести пятьдесят тысяч долларов, припрятанные супругом Реджи. Хэмилтон Бартоломью (Уолтер Маттау), представившийся сотрудником посольства США, объясняет соотечественнице всю серьёзность положения, убеждая стать секретным агентом. К счастью, ей вызывается помочь «случайный» знакомый — Питер Джошуа (Кэри Грант).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.03.2023

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Шарада / Charade (1963): кадр из фильма
Замечательный тандем!

Появлению фильма на свет предшествовала почти детективная история. Питер Стоун, лишь начинавший свою деятельность в качестве кинодраматурга1, предложил первоначальный вариант сценария семи крупнейшим кинокомпаниям Голливуда – и всюду получил отказ. Тогда на основе своего сюжета он написал – вместе с Марком Бемом – роман «Ни о чём не подозревающая жена» (The Unsuspecting Wife), который опубликовало специализированное издательство Redbook. И только после этого, преподнося замысел в качестве экранизации книги, Питер заинтересовал студии, причём все семь (!) сразу. Впрочем, ещё любопытнее (и загадочнее) обстоятельства того, как это Стэнли Донен, чьим уделом прежде являлись мюзиклы и комедии, так удачно улучил момент – и воспользовался временным «отсутствием» Альфреда Хичкока. Пока маэстро сосредоточился на создании более серьёзных, более страшных и более философских саспенсов, его тридцатидевятилетний коллега с блеском доказал, что традиция великого английского режиссёра – жива. Стэнли сошли с рук даже «похищение» Кэри Гранта и дерзкое, язвительное цитирование знаменитых кадров из «Страха сцены» /1950/ и «К северу через северо-запад» /1959/. Правда, почтенный актёр поначалу сомневался, полагая, что ведущие партии были бы идеальны в исполнении «звёзд» помоложе: Уоррена Битти и Натали Вуд.

Шарада / Charade (1963): кадр из фильма
Разгадка шарады близится

Донен и Стоун ничуть не хуже самого Хичкока обыгрывают таинственность и двусмысленность ситуации возникновения очередного «мистера МакГаффина», которым на сей раз оказывается почивший супруг Реджины, скрывавший своё истинное прошлое. И уж точно – нисколько не уступают ему в остроумном осмеянии ситуаций, в подтрунивании над персонажами, начиная с очаровательной в своей наивности героини мисс Хепбёрн, в искусстве искромётного диалога. Ещё чуть-чуть – и события скатятся в совершенный абсурд, окончательно повергнув в ступор рассудительного комиссара парижской полиции, резонно задающегося вопросом: «Это что, у американцев такая мода – умирать в пижаме?» Правоохранительные органы, пребывающие в блаженном неведении и остающиеся в стороне; секретные агенты, меняющие личины и маскирующиеся под алчных преступников; убийцы, выдающие себя за шпионов-патриотов; «молодая и невиновная» жертва всего этого кошмара – вот составляющие изощрённой шарады, сочинённой и подброшенной бедным людям самим Роком. И даже искушённые манипуляторы2 на поверку окажутся бессильны, ибо всем в конечном итоге распоряжается жизнь – практически так, как ей заблагорассудится. По той же причине было бы глупо придерживаться условностей какого-то одного жанра, и авторы блистательно смешивают детектив, комедию и мелодраму. Но, наверное, ещё забавнее тот факт, что картина, не оставляющая от мифологии шпионско-криминальных игр камня на камне и с энтузиазмом встреченная широкой аудиторией, при бюджете в $4 млн. принеся $6,15 млн. прокатной платы, всё же немного уступила «Доктору Ноу», ознаменовавшему триумфальное пришествие Джеймса Бонда.

.

__________
1 – Точнее, драматурга телевизионного, поскольку на тот момент был причастен лишь к сочинению трёх-четырёх сериалов.
2 – Не раскрывая секрета, всё же отмечу Уолтера Маттау, вскоре получившего признание в качестве одного из лучших комиков заокеанского экрана.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+