Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство / Sherlok Kholms i doktor Vatson: Znakomstvo (1979) (ТВ)

Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство / Sherlok Kholms i doktor Vatson: Znakomstvo (1979): постер

Телевизионный фильм.

Другое название: «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство» / «Sherlock Holmes and Doctor Watson: The Acquaintance» (международное англоязычное название), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» / «The Adventures of Sherlock Holmes and Doctor Watson» (международное англоязычное название), «Шерлок Холмс и д-р Ватсон» / «Sherlock Holmes and Dr. Watson» (международное англоязычное название)

СССР.

Продолжительность 67 минут.

Режиссёр Игорь Масленников.

Авторы сценария Юлий Дунский, Валерий Фрид по мотивам рассказов Артура Конан Дойла.

Композитор Владимир Дашкевич.

Оператор Юрий Векслер.

Жанр: криминальный фильм, детектив

Краткое содержание
Доктор Джон Ватсон (Виталий Соломин), служивший в Восточной Индии и недавно демобилизовавшийся, узнаёт от знакомого о возможности снять квартиру в Лондоне по адресу Бейкер-стрит, 221-б. Его устраивают и цена, и условия, выставленные хозяйкой — благообразной миссис Хадсон (Рина Зелёная). Однако чем дальше, тем больше вопросов вызывает второй жилец. Шерлока Холмса (Василий Ливанов) навещают сомнительные посетители, он демонстрирует глубокие познания лишь в специфических областях науки и абсолютно равнодушен ко всему прочему, да и вообще — ведёт себя крайне подозрительно. Неужели доктору Ватсону «посчастливилось» поселиться вместе с мозгом столичного преступного мира?

Также в ролях: Мария Соломина (Элен Стоунер / Джулия Стоунер), Геннадий Богачёв (Стэмфорд), Федор Одиноков (доктор Ройлотт), Игорь Ефимов (доктор Ройлотт, озв.).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.11.2016

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство / Sherlok Kholms i doktor Vatson: Znakomstvo (1979): кадр из фильма
Величайший ум Англии

Действительно любопытно обратиться к началу начал – к истоку знаменитого телевизионного цикла, отнюдь не являющегося, заметим мимоходом, телесериалом (и даже мини-сериалом, исходя из западных стандартов), хотя спустя почти два десятилетия Игорь Масленников не удержался и перевёл своё детище в привычный формат, обрамив «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» вводными сценами с участием Артура Конан Дойла и его стенографистки. Режиссёру с постоянными соавторами, кинодраматургами Юлием Дунским и Валерием Фридом, удалось почти невозможное. С одной стороны «Приключения Шерлока Холмса» воспринимаются единым, цельным произведением, «завязкой» которого как раз послужило «Знакомство», а «развязкой» (и одновременно своеобразным послесловием, чуть ли не эпитафией) – грустная картина с подзаголовком «Двадцатый век начинается». Но с другой – подход авторов отличается такой скрупулёзностью, что каждая серия закономерно воспринимается самостоятельным, завершённым опусом.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство / Sherlok Kholms i doktor Vatson: Znakomstvo (1979): кадр из фильма
Знакомство состоялось

Собственно, уже в первом фильме наличествуют практически все основные составляющие того художественного мира, который по достоинству оценят во всех странах, включая традиционно консервативное Соединённое Королевство1, но особенно полюбят, бесспорно, в Советском Союзе. Вместе с тем обращает на себя внимание, как тонко режиссёр и тандем сценаристов (кстати, накопивших отменный опыт и стилизации под прошлое, и добрых, умных адаптаций сказок) обращаются с текстом литературного оригинала. Детективная интрига, ставившаяся английским писателем шотландского происхождения во главу угла, возникает лишь во второй половине повествования, когда набирает обороты первое расследование доктора Ватсона в качестве ассистента Шерлока Холмса, которое вошло в историю под названием «Жёлтая лента». Но это совсем не вредит ленте! В ней сразу же начинает доминировать интрига совсем другого плана – «интрига» чрезвычайно интересных, в своём роде уникальных2 человеческих характеров. Василий Ливанов и Юрий Соломин демонстрируют отменную выдержку, по крупицам, с элементами игры на ожиданиях поклонников знаменитых рассказов знакомя с особенностями быта, взглядами и привычками прославленного дуэта. Причём это остроумно сочетается с подчёркнуто бережной, внимательной, но и не исключающей потаённую иронию реконструкцией атмосферы викторианской Англии… Однако главной, в своём роде философской мыслью советских кинематографистов было стремление подчеркнуть исключительную современность дедуктивного метода сэра Холмса, взятого на вооружение прагматичным XX столетием, когда, впрочем, не оказались забыты и гуманистические идеалы, за которые так ратовал его товарищ. Вспомним хотя бы остроумный эпиграф: «В конце прошлого века, когда не было самолетов, чтобы гнаться за преступниками, не было вертолетов, чтобы выслеживать их с воздуха, не было даже радио, чтобы объявить их приметы, – жил в Лондоне и прекрасно обходился без всего этого великий сыщик мистер Шерлок Холмс. Жил он на Бейкер-стрит, в доме №221-б». Этим сказано воистину всё!

.

__________
1 – Рекомендую обратить внимание на скульптуру, красующуюся на Смоленской набережной вблизи посольства Великобритании.
2 – Сам-то сыщик явно не страдает от ложной скромности, заявляя, что, возможно, таких, как он, больше на свете нет.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Шумяцкая Ольга. В Риге на Бейкер стрит // Экран – детям. – 1989, № 03. – С. 12-13.
Скворцова Елена. Знакомьтесь! Шерлок Холмс // Собеседник. – 1988, № 33, август. – С. 14.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+