Школа рока / School of Rock (2003)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Школа рока» / «The School of Rock» (название сценария и англоязычное название фильма в некоторых странах).
США, ФРГ.
Продолжительность 109 минут.
Режиссёр Ричард Линклейтер.
Автор сценария Майк Уайт.
Композитор Крэйг Уэдрен (номинация на «Грэмми» за саундтрек).
Оператор Рохир Стофферс.
Жанр: комедия, музыкальный фильм
Краткое содержание
Дьюи Финн (Джек Блэк, номинация на «Золотой глобус») приходит в отчаяние после того, как закадычный приятель Нед Шнибли (Майк Уайт) под давлением своей строгой девушки Пэтти Ди Марко (Сара Сильверман) требует уплатить долг за аренду жилья в размере 650 долларов. Мало того, безработного гитариста и вокалиста исключают из состава им же основанной рок-группы No Vacancy. Дьюи изыскивает оригинальный способ раздобыть деньги — выдаёт себя за товарища, которому предложили временное место педагога в престижной школе Horace Green. Чему научит детей мужчина, не разбирающийся ни в чём, кроме музыки?..
Также в ролях: Джоан Кьюсак (Розали Маллинс), Адам Паскаль (Тео), Лукас Папаэлиас (Нэйл), Крис Стэк (Даг), Лукас Бабин (Спайдер), Джордан-Клэр Грин (Мишель), Вероника Аффлербах (Элени), Миранда Косгроув (Саммер Хэтауэй), Ребекка Браун (Кетти), Джои Гейдос (Зак), Роберт Цаи (Лоуренс), Анджело Массагли (Фрэнки), Кевин Александер Кларк (Фредди Джонс), Джоанна П. Адлер (мать Саммер).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 02.12.2024
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Нельзя исключать, что фильм только выиграл бы, осуществи постановку Стивен Фрирз, как изначально предполагалось. Если благодаря «Фанатику» /2000/1 Джек Блэк получил мало-мальски ощутимую известность, то «Школа рока» – позволила раскрыться его «звёздному» потенциалу во всём блеске и великолепии. Собственно, Майк Уайт, оставивший за собой партию Неда – лучшего друга Дьюи, сразу сочинял сценарий под живущего по соседству актёра (и по совместительству музыканта, сооснователя рок-дуэта Tenacious D), поскольку неоднократно наблюдал, как тот носится полуголым по коридору и во всю глотку орёт песни. Ричард Линклейтер поначалу не горел желанием браться за режиссуру, сочтя историю малоправдоподобной да и не шибко оригинальной, однако согласился, выдвинув продюсерам ряд условий, и нашёл в конечном итоге верную интонацию. Довольные зрители (общемировые кассовые сборы составили $131,3 млн. при бюджете $35 млн.) практически не задумывались над тем, почему вдруг так называемому «мистеру С.» отдали на откуп процесс обучения – и как вообще возможно разучивать шумные композиции в классе, сумев ни разу не привлечь внимания коллег. Личное обаяние Джека, держащееся на неистощимом оптимизме натуры в сочетании с неугомонностью, с брызжущей через край энергией, с лихвой всё перевешивает.
Блэк не скрывал от поклонников, что долго вынашивал замысел продолжения, но в конечном итоге потерял надежду собрать команду ещё раз, а ведь одноимённый телесериал по мотивам фильма продержится три сезона (с 2016-го по 2018-й). Ещё поразительнее, что картина послужит источником вдохновения для маэстро Эндрю Ллойда Уэббера, причём премьера его рок-оперы2 состоится (6-го декабря 2015-го года) на Бродвее вместо родного для композитора Лондона, что произойдёт впервые после «Иисуса Христа – суперзвезды». Что же так привлекает в этом скромном кинопроизведении? В «Школе рока» даже нет тинэйджерского мятежного запала, как в «Высшей школе рок-н-ролла» /1979/, пусть ансамбль Ramones и почитается Дьюи наряду с AC/DC, Led Zeppelin и другими легендами музыкального Олимпа. Финну приходится заражать энтузиазмом учеников, вышколенных родителями и учителями и действительно приходящих в частное учебное заведение за знаниями.
С одной стороны Линклейтер не забывает про мотив, с позволения сказать, преемственности поколений, поскольку Дьюи рос на ритмах и смыслах классики рока, которую цитирует по любому поводу и в которой давно нашёл ответы на главные вопросы бытия. Но с другой – постепенно начинает доминировать пафос романа воспитания на современный голливудский лад. Мнимый Шнибли, конечно, не вкладывает в головы детишек радикальные политические или хотя бы эстетические идеи, зато смелыми, подчас эксцентричными поступками демонстрирует, что иногда – можно и отступить от строгих правил (в том числе сбежать из школы), чтобы реализовать заветную мечту. Удивительно, но великовозрастный бездельник и шалопай, обожающий покрасоваться с гитарой в руках, внезапно обнаруживает в себе задатки умудрённого наставника, преподавая юным подопечным уроки того, как следует бороться со страхами, комплексами, сомнениями. Финал рискует показаться не в меру благостным (родители, узрев триумф своих сыновей и дочерей на сцене, моментально забывают про претензии), но авторы вовсе не перестарались, наградив героев за усердие и талант. Странно только, что отношения Дьюи и Роз не перерастают в любовь. Ллойд Уэббер исправит упущение!
.
__________
1 – Главную роль в комедии исполнил Джон Кьюсак – брат Джоан, отметившейся в образе директрисы Розали Маллинс.
2 – Между прочим, выдержала свыше 1300 представлений, принеся порядка $160 млн. выручки.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий