Школьные джунгли / Blackboard Jungle (1955)

Школьные джунгли / Blackboard Jungle (1955): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Джунгли за школьной доской» / «Джунгли за чёрной доской» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 101 минута.

Режиссёр Ричард Брукс.

Автор сценария Ричард Брукс (номинация на «Оскар») по роману Эвана Хантера.

Композиторы Скотт Брэдли, Чарльз Уолкотт (оба без указания в титрах).

Оператор Рассел Харлан (номинация на «Оскар»).

Жанр: драма

Краткое содержание
Ричард Дадье (Гленн Форд), получивший должность учителя английского языка и литературы в средней школе, расположенной в не самом спокойном районе, с удивлением узнаёт об истинном положении вещей в учебном заведении, где всем заправляют молодёжные банды. Придя в первый же день работы на помощь молодой учительнице, ставшей жертвой нападения со стороны хулигана-старшеклассника, он наживает себе серьёзных врагов. Тем не менее Ричард не собирается сдаваться.

Также в ролях: Энн Фрэнсис (Энн Дадье), Луис Кэлхерн (Джим Мёрдок), Маргарет Хейс (Лоис Джадби Хэммонд), Джон Хойт (мистер Уорнеке), Ричард Кайли (Джошуа И. Эдвардс), Сидни Пуатье (Грегори У. Миллер), Вик Морроу (Арти Уэст), Дэн Терранова (Белаци), Пол Мазурски (Эммануэл Стокер).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 09.07.2013

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Школьные джунгли / Blackboard Jungle (1955): кадр из фильма
Кто виноват?

Первое признание пришло к урождённому Сальваторе Альберту Ломбино1, ныне широко известному по криминально-детективным произведениям, именно после «Школьных джунглей» /1954/, частично основанных на его личном опыте недолгой работы в одной из школ Бронкса в сентябре 1950-го года. И всё-таки есть все основания полагать, что без экранизации, блестяще осуществлённой Ричардом Бруксом (к сожалению, он уступил премию «Оскар» Пэдди Чаефскому за «Марти» /1955/), не удалось бы вызвать столь мощного общественного резонанса. Картина даже превзошла в коммерческом отношении, принеся $5,459 млн. прокатной платы, «Бунтаря без идеала» /1955/, хотя, казалось, освещала проблемы подростковой преступности с менее выигрышной точки зрения – с позиций не неприкаянного тинэйджера, а новенького преподавателя. Эпизоды, когда мистер Дадье становится свидетелем покушения на изнасилование учительницы, затем вместе с коллегой подвергается избиению на тёмной улице группой старшеклассников, мстящих за товарища, которому грозит тюрьма, наконец, вынужден схлестнуться прямо в классе с вооружённым ножом учеником, наверняка производили на зрителей шоковое впечатление. Это не «условное» насилие криминальных боевиков и нуаров, а обжигающий, безжалостный, бескомпромиссный реализм изображения «закона джунглей», установившегося за задворках мегаполиса и, в частности, почти безоговорочно подчинившего себе учебные заведения в бедняцких кварталах. Усиливает конфликт то обстоятельство, что Ричард, получивший педагогическое образование, оказался поразительно не готов к работе в проблемной подростковой среде. Вернувшись из армии (навыки опытного боксёра ему пригодились не раз!), он делает поразительное открытие о неведомо как и когда образовавшемся расколе между поколениями – в относительно благополучное послевоенное время…

Школьные джунгли / Blackboard Jungle (1955): кадр из фильма
Ты сам в ответе за свою судьбу!

Впрочем, если бы Брукс ограничился констатацией малоприятных фактов (фактов, вопреки дежурной оговорке во вступительных титрах о том, что экранные события полностью вымышлены) о назревших в системе образования трудностях, режиссёру-сценаристу вряд ли удалось бы избежать2 определённой спекулятивности. Всё бы свелось к нездоровой моде – массовому подражанию сверстников храбрящимся хулиганам подобно тому, как по всей стране зазвучала заводная рок-н-ролльная композиция Rock Around the Clock, выбранная музыкальным лейтмотивом. Однако авторы обрушиваются с критикой на сам принцип функционирования школы двух коридоров, который плох даже не тем, что не удаётся пресечь дерзкие выходки шпаны. Отказываясь от престижного места, предложенного наставником, Ричард воспринимается белой вороной или, точнее, Доном Кихотом, сражающимся с ветряными мельницами, заявляя о намерении завоевать доверие учеников, постараться расшевелить их души. Однако… не появись и не прояви энтузиаст редкостную настойчивость и силу воли – и очередная группа подростков ушла бы во взрослую жизнь, считая нормой асоциальное поведение и нелегальные заработки. Фильм говорит не о самоутверждении посредством морального подавления учеников и не о завоевании личного авторитета, но о подлинном призвании учителя – помощи представителям подрастающего поколения в самоопределении. Если угодно, о личном вкладе в исправление недостатков общества – вопреки ясному осознанию того, что социальные изъяны носят системный (по-видимому, неустранимый) характер. Символично, что Сидни Пуатье, изобразивший (правда, в достаточно солидном возрасте – в 28 лет) неформального лидера класса, который не без колебаний признаёт моральную правоту Дадье и прислушивается к его советам, впоследствии сам воплотит образ школьного педагога – сэра Марка Тэкерея.

.

__________
1 – В 1952-м он официально изменил имя, став Эваном Хантером, а кроме того, использовал псевдонимы Эд МакБейн, Хант Коллинс, Ричард Марстен и другие.
2 – В пику ряду последователей, включая Марка Л. Лестера, снявшего вольный «римейк» под названием «Класс-1984» /1982/.

Прим.: рецензия публикуется впервые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+