Штамм «Андромеда» / The Andromeda Strain (1971)
Другие названия: «Штамм с Андромеды» / «Андромеда-штамм» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 131 минута.
Режиссёр Роберт Уайз.
Автор сценария Нельсон Гиддинг по роману Майкла Крайтона.
Композитор Джил Мелле (номинация на «Золотой глобус»).
Оператор Ричард Х. Клайн.
На премию «Оскар» номинировались: Борис Левен, Уильям Х. Тантке, Руби Р. Левитт (художники-постановщики), Стюарт Гилмор, Джон У. Холмс (монтаж).
Жанр: детектив, научная фантастика, триллер
Краткое содержание
В аризонском городке Пьедмонт произошла вспышка эпидемии неизвестной природы. Обследование на месте позволило прийти к выводу, что инфекция занесена из космоса вместе с рухнувшим неподалёку американским искусственным спутником военного назначения. В населённом пункте погибли все, кроме пожилого алкоголика Питера Джексона (Джордж Митчел) и грудного младенца. Группа биологов, собранных на сверхсекретной научно-исследовательской базе «Лесной пожар» (Wildfire), пытается установить причину. Так быстро, как это возможно.
Также в ролях: Артур Хилл (доктор Джереми Стоун), Дэвид Уэйн (доктор Чарльз Даттон), Джеймс Олсон (доктор Марк Холл), Кейт Рид (доктор Рут Ливитт), Пола Келли (Карен Энсон), Рамон Биери (майор Манчек), Питер Хоббс (генерал Спаркс), Кермит Мёрдок (доктор Робертсон), Ричард О’Брайен (Граймс), Эрик Кристмас (сенатор из Вермонта).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 12.06.2023
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Роман «Штамм «Андромеда» оказался первым, который Майкл Крайтон опубликовал (силами издательства Knopf, 12-го мая 1969-го) под настоящими именем и фамилией – не под псевдонимом. Интуиция не подвела начинающего писателя. Произведение стало заметным явлением в научной фантастике, попав в перечень бестселлеров New York Times и помимо прочего – заслужив высокую оценку в СССР1. Лишним подтверждением тому служит оперативно снятая киноверсия, причём руководству Universal Pictures, не поскупившемуся заплатить за права $250 тыс., удалось заинтересовать признанного мастера. С одной стороны перед Робертом Уайзом и сценаристом Нельсоном Гиддингом стояла не сказать чтобы очень сложная задача, поскольку беллетрист блестяще выстроил интригу, а рассуждения от лица рассказчика-повествователя, занимающие в тексте не слишком много места, легко переводились в диалоги. С другой же – нужно было обладать незаурядным кинематографическим чувством, чтобы на экране история не получилась суховатой («протокольной»), но при этом и не утратила аутентичности.
Декорации, на скрупулёзное возведение которых ушла значительная доля солидного производственного бюджета в размере $6,5 млн., оказались настолько впечатляющими, что использовались ещё не раз, в других проектах киностудии. Поражали воображение и новаторские специальные эффекты, созданные под руководством Дугласа Трамбалла. Но, пожалуй, ещё лучше режиссёру удалось нагнетание саспенса, возрастающего по мере того, как группа учёных, экстренно собранных на сверхсекретном объекте с кодовым наименованием «Лесной пожар» (Wildfire), приближается к разгадке. Биологический организм космического происхождения, попавший на Землю с искусственным спутником, рухнувшим неподалёку от провинциального городка Пьедмонт, штат Нью-Мексико, уже умертвил жителей населённого пункта – всех, за исключением старого пьяницы с язвой желудка и грудного младенца. Исследователи, разумеется, не теряют времени, хотя и пребывают в уверенности, что Президент запустил в действие протокол, предполагающий в таких обстоятельствах сбрасывание на заражённую местность атомной бомбы. Напряжение достигает кульминации в финале, когда становится ясно, что в данном случае эти меры чреваты катастрофой глобального масштаба…
Кинематографистам удалось не упустить почти ни одной важной темы, затронутой писателем. Гипотезы о существовании форм жизни (в том числе разумных) не на основе сложных соединений углерода и о покорении межзвёздного пространства путём распространения штамма, согласно правилам классификации получившего название «Андромеда», дают богатую пищу для размышлений на досуге. Вместе с тем солидный коммерческий успех (прокатная плата оценивается в $8,2 млн.) наверняка оказался обусловлен и острокритическими мотивами. Уайз и Гиддинг нападают на Пентагон не столь гневно, как Джордж К. Скотт в «Ярости» /1972/, но эпизод, когда учёным становится ясно истинное предназначение программ, реализуемых в стенах «Лесного пожара», неслучайно воспринимается одним из ключевых. Да, благодаря проницательности человеческого ума и счастливому стечению обстоятельств планету не накрыла инфекция, занесённая с необъятных просторов Вселенной, но… кто избавит человечество от угроз, создаваемых самими людьми? Кто даст гарантии, что тайно разрабатываемое США (авторы не питали на сей счёт ни малейших иллюзий) биологическое оружие не приведёт к апокалипсическим последствиям? Несмотря на хеппи-энд, заключительные кадры оставляют зрителя с чувством тревоги.
.
__________
1 – Сначала (уже в 1969-1970-х годах!) увидело свет на страницах нескольких выпусков приложения к газете «Неделя», а в 1971-м вышло отдельной книгой, в другом переводе.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Ведущие сценаристы Голливуда // Видео-Асс Премьер. – 1994, № 22, осень. – С. 63-67.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий