Силквуд / Silkwood (1983)

Силквуд / Silkwood (1983): постерПолнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).

США.

Продолжительность 131 минута.

Режиссёр Майк Николс (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Авторы сценария Нора Эфрон, Элис Арлен (номинация на «Оскар»).

Композитор Жорж Делерю.

Оператор Мирослав Ондржичек.

Номинация на «Оскар»: Сэм О’Стин (монтаж).

Жанр: биографический фильм, драма, триллер

Краткое содержание
Карен Силквуд (Мерил Стрип, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус») много лет подряд трудится на Cimarron Fuel Fabrication Site — производящей топливо для атомных электростанций фабрике, находящейся в управлении Kerr-McGee Corporation (KMC) и расположенной в штате Оклахома, недалеко от реки Симаррон и населённых пунктов Симаррон Сити и Кресент. После развода с мужем она редко видится с детьми и живёт в съёмном доме вместе коллегами по работе: Дрю Стивенсом (Курт Рассел, номинация на «Золотой глобус»), с которым её связывают личные отношения, и лучшей подругой Долли Пелликер (Шер, номинация на «Оскар» и «Золотой глобус»). Мисс Силквуд давно подозревала руководство в недостаточно ответственном подходе к вопросам обеспечения технологической безопасности, особенно когда это требовало крупных затрат, однако несколько инцидентов с утечкой радиации заставили Карен всерьёз задуматься о необходимости установления истинного положения вещей.

Также в ролях: Крэйг Нельсон (Уинстон), Диана Скарвид (Анджела), Фред Уорд (Морган), Рон Сильвер (Пол Стоун), Чарльз Халлахан (Эрл Лэпин), Йозеф Зоммер (Макс Рихтер), Сади Бонд (Тельма Райс), Хендерсон Форсайт (Куинси Бисселл), Э. Кэтрин Керр (Джилда Шульц), Дэвид Стрэтэйрн (Уэсли), М. Эммет Уолш (Уолт Ярборо), Тесс Харпер (Линда Доусон), Уилл Пэттон (Джо).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.03.2015

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Силквуд / Silkwood (1983): кадр из фильма
Карен на работе

После «Дня дельфина» /1973/ и «Состояния» /1975/ (вариант перевода – «Судьба»), слабо прошедших по киноэкранам и не вызвавших энтузиазма у критиков, Майк Николс очень долго не решался приступить к постановке нового игрового фильма. Однако «Силквуд» не стала свидетельством его уступок коммерческим соображениям – наоборот, острокритические мотивы, вызывавшие раздражение в упомянутых произведениях (формально относившихся к научной фантастике и криминальным комедиям), зазвучали с новой силой. Конечно, неожиданный успех картины у публики1 можно объяснить размахом, какой приобрела во всём мире дискуссия о тех выгодах и угрозах, что несёт атомная энергетика. Полемика, как известно, постепенно перестала быть уделом научных и политических кругов – и не без помощи всех видов прессы (в первую очередь западной, но с началом «перестройки» подключились и номинально советские СМИ) периодически приобретала характер массовой паранойи. Кинематографисты не остались в стороне от процесса, живописуя кошмарные (подчас апокалипсические) картины «китайского синдрома» и «цепной реакции». Доходило до курьёзов, когда происходившие техногенные аварии в других сферах (например, в химической промышленности), наносившие серьёзный урон местным жителям и окружающей среде, не вызывали мало-мальски значимого общественного резонанса только потому, что оставались за пределами ядерного психоза…

Силквуд / Silkwood (1983): кадр из фильма
С коллегами

Впрочем, как раз к Николсу и женщинам-кинодраматургам Норе Эфрон и Элис Арлен2 последнее замечание относится в наименьшей степени. «Силквуд» воспринимается редким примером того, как можно, соблюдая корректность и деликатность, не накаляя атмосферу, но и не сглаживая углы, художественно осмыслить подлинные события. Авторы не спешат с оглашением собственных выводов там, где нет достаточных (уточним: достаточных в юридическом отношении) оснований объявлять виновниками конкретных лиц – представителей корпорации. В заключительных титрах сообщается, что расследование обстоятельств гибели женщины, в крови которой обнаружили следы транквилизатора метаквалона и алкоголя, было прекращено (полиция квалифицировала инцидент как несчастный случай), однако спустя год фабрику закрыли. И остаётся только гадать, оказал ли фильм влияние на исход затянувшейся судебной тяжбы по делу «Силквуд против Kerr-McGee», завершившейся в 1984-м (после рассмотрения во всех инстанциях, включая Верховный суд США) добровольной – взамен на снятие исковых требований – выплатой компенсации в размере $1,38 млн. отцу и детям Карен. Собственно, так и осталось неясно, удалось ли ей достать (для дальнейшей передачи журналисту New York Times) улики, неопровержимо доказывающие виновность менеджмента в сокрытии дефектов урановых стержней, поставлявшихся на АЭС, в сравнении с чем халатность в обеспечении безопасности работников может показаться пустяковым проступком. Однако по завершении сеанса не остаётся сомнений, что такого рода деяния не являлись исключением из корпоративных правил – наоборот, давно и прочно вошли в практику.

Силквуд / Silkwood (1983): кадр из фильма
У Долли есть повод для грусти

Таким образом, мы подбираемся к сути кинопроизведения. Как бы парадоксально подобное ни звучало, для режиссёра всё это – лишь частный случай функционирования типичного капиталистического (в его американской разновидности) предприятия. Ни подозрительный Уинстон, привычно закрашивающий пятна на фотоснимках, ни некоторые другие сотрудники и сотрудницы (как рядовые, так и их начальники) не лукавят, высказывая опасения, что активность Карен с товарищами по профсоюзу способствует росту убытков и в конечном итоге – тому, что они попадут на биржу труда. Такова существующая реальность буржуазного (самоназвание – «свободного») мира. Но именно здесь возникает нравственная дилемма: молчать, держась за доступные материальные блага, – или поступить правильно, лишившись денег, рискуя здоровьем и, возможно, головой (зато устранив опасность для миллионов ничего не подозревающих сограждан). Мерил Стрип удаётся, пожалуй, тоньше, чем Салли Филд (в «Норме Рэй» /1979/), показать процесс пробуждения гражданского чувства у женщины – вопреки незадавшейся личной жизни, вопреки привычной апатии и страхам, вопреки нарастающему психологическому прессингу… Никакого громкого пафоса, и даже быт кажется неустроенным (чего только стоят запутанные отношения с подругой-лесбиянкой Долли; Шер не удержится и вскоре сама исполнит роль адвокатессы-правдоискательницы в «Подозреваемом» /1987/). Всегда проще найти отговорку из серии «поздно», «один человек ничего изменить не в силах», «система всё равно не позволит» и т.п. – и продолжать влачить механическое, полусонное существование. Однако в благодарной людской памяти всегда остаются такие личности, как Силквуд, твёрдо решившая, что, узнав правду, не может, не имеет права не последовать зову совести.

.

__________
1 – При бюджете $10 млн. кассовые сборы составили $35,6 млн.
2 – Если у первой на счету значилась пара работ на ТВ, то для последней – лента стала дебютом.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Жанна Д’Арк атомного века // Ровесник. – 1984, № 4. – С. 23.
Тоидзе М. За рубежом. США // Искусство кино. – 1984, № 4. – С. 159-160.
Шер // Видео-Асс Sunrise. – 1994, № 2. – С. 21-22.
Карцева Е. Мерил Стрип: Кинематограф вытаскивает меня в человечность… // Видео-Асс Сателлит. – 1993, № 05. – С. 19-22.

Материалы о фильме (только тексты) 

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+