Скалолаз / Cliffhanger (1993)

Скалолаз / Cliffhanger (1993): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Скалолаз – последний вызов» / «Клиффхангер – последний вызов» / «Cliffhanger – L’ultima sfida» (Италия), «Скалолаз, погоня на горных вершинах» / «Клиффхангер, погоня на горных вершинах» / «Cliffhanger, traque au sommet» (Франция).

США, Италия, Франция.

Продолжительность 112 минут.

Режиссёр Ренни Харлин.

Авторы сценария Сильвестр Сталлоне, Майкл Франс по сюжету Майкла Франса и идее Джона Лонга.

Композитор Тревор Джонс.

Оператор Алекс Томпсон.

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, триллер

Краткое содержание
Гэбриэл Уокер (Сильвестр Сталлоне), оставивший работу горным спасателем из-за несчастного случая, произошедшего восемью месяцами ранее, приезжает к своей бывшей подруге и коллеге Джесси Дейган (Джанин Тёрнер), чтобы попытаться уговорить её уехать вместе. Девушка не соглашается. А тем временем спасательная станция принимает сообщение с просьбой о помощи. Гэйб вызывается сопровождать Джесси и Хэла Такера (Майкл Рукер), не подозревая, что мнимыми потерпевшими аварию являются преступники — банда грабителей под предводительством Эрика Куэйлена (Джон Литгоу), которые разыскивают три чемодана с деньгами.

Также в ролях: Пол Уинфилд (Уолтер Райт), Кэролайн Гудолл (Кристел), Рекс Линн (Ричард Трэверс), Леон (Кинетт), Крэйг Фэйрбасс (Дэлмар), Грегори Скотт Камминс (Райан), Денис Форест (Хелдон), Мишель Джойнер (Сара), Макс Перлих (Эван).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 12.09.2015

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Скалолаз / Cliffhanger (1993): кадр из фильма
Раз ступил на ледник…

Расчувствовавшись на пятой части эпопеи о боксёре Рокки Бальбоа, уже постаревшем и умудрённом опытом, и переболев комедией1, Сильвестр Сталлоне вернулся в хорошо знакомую стихию боевика. Он вновь, как в старые добрые времена, принимал непосредственное участие в сочинении перипетий ленты, хотя сам замысел фильма родился гораздо раньше и принадлежал, по утверждению продюсеров Джина Хайнса и Джеймса Хатолокина, Джону Лонгу – известному альпинисту и автору нескольких книг. «Скалолаз» действительно смотрится на одном дыхании, сочетая напряжённый сюжет, бешеный огонь взрывов и перестрелок, умопомрачительные трюки (чего только стоит2 перемещение по канату из одного самолёта в другой на высоте 4,57 км!) с горной романтикой – и знаменитые песни Владимира Высоцкого подошли бы картине не меньше, чем отечественной «Вертикали» /1966/. Сложно не сопереживать Уокеру (распространённая фамилия переводится помимо прочего и по-спортивному, как ‘скороход’), твёрдо знающему, что не имеет права поступить иначе, кроме как – попытаться спасти людей, пусть и ценой собственной жизни. А главное, всё же не являющемуся в схватке с жестоким противником хозяином положения, невзирая на отличное («Ведь это наши горы, // Они помогут нам») знание местности. Между прочим, Ренни Харлин поначалу не горел желанием браться за постановку, опасаясь, что увидит свет вариация на тему «Крепкого орешка 2» /1990/ (с перенесением действия из города на лоно природы), да и Сильвестра, некогда отклонившего предложение сыграть Джона МакЛейна, можно было бы заподозрить в желании превзойти Брюса Уиллиса. Но это только на первый, поверхностный взгляд.

Скалолаз / Cliffhanger (1993): кадр из фильма
Вперёд и вверх, а там…

На мой взгляд, фильм, без труда окупивший внушительные (составившие $65 млн.) производственные затраты, собрав в общемировом кинопрокате $255,3 млн., оказался всё же чем-то большим, нежели очередным подражанием упомянутому урбанистическому боевику. Дело, разумеется, не сводится исключительно к изощрённым и эффектным ударным сценам, призванным оправдать пафосное (в оригинале – имеющее ещё и кинематографическое значение, обещающее захватывающее и непредсказуемое зрелище) название. Режиссёр, не упустивший, как всегда, случая намекнуть на свою Родину (флаг Финляндии на одном из парашютов), сумел органично совместить два пласта. Нейтрально-враждебная стихия, не прощающая колебаний, задержек и просчётов (что недвусмысленно явствует из драматичного пролога, впоследствии многажды повторенного и спародированного), выступает в качестве самостоятельной силы. И тем не менее не способна затмить зло, творимое людьми, прежде всего – умным и оттого ещё более опасным Куэйленом в выразительном исполнении Джона Литгоу. Уокер же на поверку проявляет качества полноценного естественного человека (не совсем в руссоистском смысле), живущего в единении с природой, закалённого духом и подспудно – желающего бежать цивилизации, которая, причём в худших проявлениях, не заставляет себя долго ждать. Гэйб грустно пошутит на предмет того, что отопление здесь стоит целое состояние, разводя в пещере костёр пачками банкнот – совершая поступок, для его алчных и циничных (готовых без зазрения совести отправить на тот свет собственных подельников) преследователей представляющийся чем-то запредельным.

.

__________
1 – К слову, и с Carolco Pictures изначально был подписан контракт на юмористическое кинопроизведение, в котором Джон Хьюз хотел свести Слая с комиком Джоном Кэнди.
2 – Каскадёр Саймон Крейн даже попал в Книгу рекордов Гиннесса, заслуженно получив солидный (частично – обеспеченный самим Сталлоне) гонорар в размере $1 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Что в Голливуде нам готовят // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 13. – С. 44-45.
Кино для настоящих мужчин // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 18. – С. 18-21, 44.
Видеоклуб // Ровесник. – 1993, № 5. – С. 32.
Щерба Елена. Вызов самому себе // Видео-Асс PREMIERE. – 1993, № 10. – С. 22-23.
Сталлоне: Хватит валяться // Видео-Асс PREMIERE. – 1994, № 20. – С. 38-41.

Материалы о фильме (только тексты) 

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter