Скрытый враг / The Hidden (1987)
Другие названия: «Скрытый» / «Спрятанный» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 96 минут.
Режиссёр Джек Шолдер.
Автор сценария Джим Кауф (в титрах как Bob Hunt).
Композитор Майкл Конвертино.
Оператор Жак Хэйткин.
Жанр: фильм действия, криминальный фильм, фильм ужасов, научная фантастика
Краткое содержание
Сержант Томас Бек (Майкл Нури), детектив полиции Лос-Анджелеса, получает приказ помогать специальному агенту ФБР Ллойду Галлагеру (Кайл МакЛахлен), занятому розыском Джека ДеВрайеса (Крис Малки), накануне ограбившего банк, убив несколько человек, и теперь, после погони по улицам города и перестрелки, находящегося в коме в госпитале. Томас даже не догадывается, кто перед ним на самом деле — и кого новоиспечённым напарникам предстоит поймать.
Также в ролях: Клаудия Кристиан (Бренда Ли Ван Бурен), Кларенс Фелдер (лейтенант Джон Мастерсон), Клу Гулагер (лейтенант Эд Флинн), Эд О’Росс (Клифф Уиллис), Уильям Бойетт (Джонатан Миллер), Ричард Брукс (Санчес), Дэнни Трехо (заключённый).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.11.2013
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Не думаю, что Джека Шолдера – даже применительно к его лучшей (в том числе по мнению самого режиссёра) постановке – можно ставить в один ряд с такими мастерами научной фантастики, как Джон Карпентер или Дэвид Кроненберг. Однако как объект сравнения с работами ремесленников (точнее, в качестве примера им), включая тех1, кто без особых к тому оснований пытается проникнуть на территорию авторского кинематографа, «Скрытый враг» выглядит очень достойно. В фильме не так много фрагментов, где бы продемонстрировали своё искусство творцы специальных эффектов, хотя, например, актёр Уильям Бойетт едва поборол рвотный позыв, увидев модель отвратительного существа, которое по сюжету должно через рот проникнуть в организм его персонажа – Джонатана Миллера. Но крепкая драматургическая основа, несмотря на то, что сценарист Джим Кауф решил скрыться за звучным псевдонимом Боб Хант (то есть ‘охота’), заставляет следить за развитием экранных перипетий с изрядным внутренним напряжением, практически безотрывно.
Впрочем, дело не только в зрелищной составляющей, в значительной степени позволившей картине получить Гран-при в Авориазе и награду за режиссуру на другом фестивале фантастических лент, Fantasporto, неплохо пройти в национальном кинопрокате2 и обрести «культовый» статус на видео. Если Майкл Нури «всего лишь» убедителен в образе многоопытного блюстителя закона, считающегося лучшим в отделе по расследованию убийств, то приглашение Кайла МакЛахлена, «открытого» Дэвидом Линчем, несло, конечно, более глубокий смысл. Не образ ли мудрого Алхога с Альтаира, выдающего себя за специального агента ФБР, послужил прославленному киноавангардисту прототипом для Дейла Купера, занимающегося в провинциальном городке Твин Пикс вычислением маньяка, «скрытого врага» иного рода? Пришелец, меняющий тела людей, как перчатки, не в силах скрыть натуру – и всякий раз ведёт себя предельно агрессивно, устраняя любого, кто встал на пути, и присваивая материальные ценности: от денег в банке и автомобилей марки Ferrari Mondial до… магнитофона. Если всмотреться, само воплощение идеального члена общества потребления – брат по разуму «исполина духа», выведенного профессором Выбегалло в романе «Понедельник начинается в субботу» /1965/ Аркадия и Бориса Стругацких! Тем самым противостояние инопланетян на Земле выходит за рамки оперативно-розыскных мероприятий и даже – акта личной мести за смерть напарника, принимая форму борьбы разных мировоззрений. Конфликт между готовностью к самопожертвованию во имя высокой цели (как минимум, ради сохранения жизней других) и нацеленность на ничем не сдерживаемое удовлетворение низменных потребностей, на получение чувственных удовольствий сохраняет актуальность, убеждены кинематографисты, и для отдалённых от нас миров, и для технически более развитых цивилизаций.
.
__________
1 – Подобно, скажем, англичанину Гарри Бромли Дэвенпорту с «Экстро» /1983/.
2 – При бюджете $5 млн. кассовые сборы составили $9,7 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Адин Александр. На малом экране // Мы. – 1991, № 4. – С. 191-193.
Эшпай Валентин. У экрана с Валентином Эшпаем // Видео Дайджест. – 1991, № 5. – С. 7-16.
Добавить комментарий