Случай в Окс-Боу / The Ox-Bow Incident (1943)

Случай в Окс-Боу / The Ox-Bow Incident (1943): постер

Полнометражный фильм (номинация на «Оскар»).

Другие названия: «Инцидент в Окс-Боу» (вариант перевода названия), «Странный случай» / «Странный инцидент» / «Strange Incident» (Великобритания).

США.

Продолжительность 75 минут.

Режиссёр Уильям Уэллман.

Автор сценария Ламар Тротти по роману Уолтера Ван Тилбурга Кларка.

Композитор Сирил Дж. Мокридж.

Оператор Артур К. Миллер.

Жанр: драма, вестерн

Краткое содержание
1885-й год. Джил Картер (Генри Фонда) и Арт Крофт (Гарри Морган), остановившиеся ненадолго в населённом пункте Бриджер’с Уэллс, штат Невада, слышат в салуне весть, шокировавшую местных жителей: кто-то пристрелил Ларри Кинкейда. Несмотря на протесты судьи Дэниела Тайлера (Мэтт Бриггс), напоминающего, что Бутч Мейпс (Дик Рич), замещающий временно отсутствующего шерифа (Уиллард Робертсон), не обладает достаточными полномочиями, тот объявляет горожанам, что необходимо организовать погоню и собственноручно покарать преступников. Предполагаемые убийцы, перегоняющие скот с клеймом Кинкейда, движутся по направлению к каньону Окс-Боу.

Также в ролях: Дэна Эндрюс (Дональд Мартин), Мэри Бет Хьюз (Роуз Мейпен, по мужу Свэнсон), Энтони Куинн (Хуан Мартинес, он же Франсиско Морес, мексиканец), Уильям Эйт (Джеральд Тетли), Джейн Дарвелл («Мама» Дженни Грайер), Гарри Дэвенпорт (Артур Дэвис), Фрэнк Конрой (майор Тетли), Марк Лоуренс (Джефф Фарнли), Пол Хёрст (Монти Смит), Фрэнсис Форд (Альва Хардвик), Ли Уиппер (Спаркс).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.07.2016

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Случай в Окс-Боу / The Ox-Bow Incident (1943): кадр из фильма
Что тут решать?

Одноимённый роман Уолтера Ван Тилбурга Кларка был опубликован издательством Random House в 1940-м году и сразу принёс известность автору, со временем признанному одним из ведущих в XX веке писателей Невады. Рискну предположить, что Уильяма Уэллмана, как и других читателей, покорило не только отсутствие клише и привычных для литературных вестернов фабульных перипетий: антураж Дикого Запада лишь подчеркнул злободневность затрагиваемой проблематики. До начала съёмок киноверсии прошло не так уж много времени, хотя для этого режиссёру пришлось (дабы не соглашаться на странные условия продюсеров – вроде непременного участия в картине «секс-бомбы» Мэй Уэст) выкупить права на экранизацию. Характерный штрих: основные работы1 завершились ещё в 1941-м году, но руководство Twentieth Century Fox Film Corporation не отваживалось выпустить ленту на экраны вплоть до мая 1943-го, поскольку плохо представляло, как выстроить рекламную кампанию. Впрочем, сам факт прохождения Генри Фондой в момент премьеры службы в ВМС США лишний раз (мало того, в заключительные титры был помещён призыв приобретать сберегательные марки и облигации) напоминал кинозрителям о том, какие именно события повлияли на замысел.

Случай в Окс-Боу / The Ox-Bow Incident (1943): кадр из фильма
Надо помочь

И до «Случая в Окс-Боу» тема самосуда, разумеется, возникала неоднократно: помимо шедевра «М» /1931/ или заокеанской (снятой Фрицем Лангом после отъезда из родной страны) «Ярости» /1936/ можно вспомнить соответствующий эпизод из пьесы Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия», впервые поставленной в 1933-м. Однако Уэллман и Ламар Тротти, даром что успели поучаствовать в создании вполне традиционных вестернов (в данной связи особенно забавно присутствие брата Джона Форда Фрэнсиса в образе старика Хардвика, нанявшегося на свою беду к Мартину), всё-таки не ограничиваются – вопреки строгому, почти «протокольному» названию – частностями, обстоятельствами конкретного инцидента. Практика негласно поощряемых расправ толпы (тут же, на месте, без суда и следствия) над теми, кого сочли виновными, получила широкое распространение – по сути, государственный масштаб – в Германии с приходом к власти Адольфа Гитлера. Но и в истории Соединённых Штатов подобные происшествия не были исключениями! Причём, что особенно подкупает, кинематографисты вслед за Ван Тилбургом Кларком намеренно не обратились к какому-нибудь вопиющему, заведомо преступному и подлому случаю. Например, к одной из карательных акций Ку-клукс-клана, хотя то обстоятельство, что в отряд принимают темнокожего Спаркса (между прочим, смелое решение для тех, расистских времён), позже преклонившего колени перед повешенными, исполнив, как мог, обязанности священника, навевает соответствующие ассоциации. Майор Тетли втайне надеется сделать из сына (любыми средствами!) настоящего мужчину, такие личности, как Мейпс и «Мама» Грайер рады ситуации как таковой, но гораздо существеннее, что большинство преследователей руководствуется в общем-то высокими мотивами – надеется восстановить справедливость, помня, как часто убийцам и ворам удаётся избежать наказания по закону. Однако это – те самые благие намерения, коими вымощена дорога в ад.

Случай в Окс-Боу / The Ox-Bow Incident (1943): кадр из фильма
Напряжение растёт

Завораживает финал, когда в гробовой тишине, воцарившейся в салуне, Джил (на блестящую игру Генри Фонды, судя по всему, повлияли воспоминания о линчевании обвинённого в изнасиловании негра, свидетелем которого он стал в четырнадцать лет) зачитывает предсмертное письмо Дональда, обращённое к супруге. Выводами юридического толка – необходимостью всячески отстаивать и проводить в жизнь принцип верховенства закона – здесь не обойтись. Авторы призывают, отбросив красивые мифы о насаждении и поддержании переселенцами (фермерами, ковбоями, бежавшими из Европы авантюристами) порядка там, где прежде хозяйничали дикари, дать верную оценку соответствующим явлениям. Явлениям, оставшимся, как все надеялись (особенно в свете новейшего плачевного опыта), уделом прошлого. В «Случае в Окс-Боу» Уэллман постарался, если угодно, выразить тот подлинно демократический подъём, сплотивший людей разных наций на борьбу с нацизмом. Однако политическая элита США ещё не раз столкнётся с соблазном опереться на экзальтированных энтузиастов (например, антикоммунистического плана), и, кстати, знаменательно, что повторная, телевизионная – включённая в антологию «Час 20th Century Fox» /1955-57/ – версия романа появится в 1955-м году, в разгар пресловутого «маккартизма». Знаменательно и то, что Гэри Купер, пусть отказавшийся от партии Картера, вскоре блеснёт в фильме «Ровно в полдень» /1952/ – в другом великом вестерне, исследующем феномен толпы, как сборища трусливых одиночек.

.

__________
1 – Кстати, обошлась не так уж дорого (в $565 тыс.), особенно после максимального сокращения расходов, легко покрытых полученной прокатной платой в размере $750 тыс.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+