Служебный роман / Sluzhebnyy roman (1977)

Служебный роман / Sluzhebnyy roman (1977): кадр из фильма

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Служебный роман» / «Office Romance» (международное англоязычное название).

СССР.

Продолжительность 159 минуты.

Режиссёр Эльдар Рязанов.

Авторы сценария Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов по пьесе Эмиля Брагинского.

Композитор Андрей Петров.

Оператор Владимир Нахабцев.

Жанр: комедия, мелодрама

Краткое содержание
Анатолий Ефремович Новосельцев (Андрей Мягков) занимает рядовую должность в Статистическом управлении, в одиночку воспитывает двоих маленьких сыновей, дружит с коллегой по имени Ольга (Светлана Немоляева) и… до потери сознания боится собственную начальницу — директора Людмилу Прокофьевну Калугину (Алиса Фрейндлих). Невероятный служебный роман начинается по совету Самохвалова (Олег Басилашвили), нового заместителя последней и старого институтского товарища Новосельцева, который подал идею продвинуться таким образом по карьерной лестнице.

Также в ролях: Лия Ахеджакова (Верочка), Людмила Иванова (Шура), Пётр Щербаков (Пётр Иванович Бубликов), Нелли Пшённая (жена Самохвалова), Надежда Репина (Алёна), Виктор Филиппов (Боровских), Александр Денисов (Вова), Юрий Заранко (младший сын Новосельцева), Ксения Бороздина (1-я сотрудница статистического учреждения), Георгий Бурков (Жора, завхоз), Вера Бурлакова (1-й член инвентаризационной комиссии), Мария Виноградова (2-й член инвентаризационной комиссии), Екатерина Воронина (2-я сотрудница статистического учреждения), Инна Выходцева (3-я сотрудница статистического учреждения).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.09.2016

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Служебный роман / Sluzhebnyy roman (1977): кадр из фильма
До преображения

Из всех горячо любимых народом фильмов Эльдара Рязанова наивысшим зрительским спросом пользовался именно «Служебный роман», с результатом 58,4 миллионов проданных билетов на серию занявший первое место в сезоне 1978-го года (кстати, не обделённом популярными лентами) и попавший в число рекордсменов1 за всю историю советского кинопроката. Да и в эстетическом отношении этот фильм занимает промежуточное положение – между возвышенной романтической «Иронией судьбы, или С лёгким паром!» /1975/ и последующими, более сатирически заострёнными работами режиссёра, начиная с «Гаража» /1979/. Сотрудничество с Андреем Мягковым, во многом именно рязановскими стараниями пополнившим ряды ведущих артистов тех лет, знаменательно, поскольку взгляд режиссёра на жизнь претерпел примерно такие же изменения, каким метаморфозам подверглись внешний вид и внутреннее состояние мягковских персонажей. От безнадёжного скромника-романтика – до отчаявшегося младшего научного сотрудника, чей голос прорезывается от вопиющей несправедливости.

Служебный роман / Sluzhebnyy roman (1977): кадр из фильма
Общение по-деловому

Анатолий Ефремович является настолько точным собирательным образом, что многим, подозреваю, становилось страшно. Среднестатистический (на что косвенно указывает и «говорящее» место действия!) советский служащий втайне мечтал быть таким, как Самохвалов: обладать импозантным обликом и хорошо поставленной речью, занимать высокую должность, получать заграничные командировки, жить в многокомнатной квартире, оформленной на модный манер, по-западному, и разъезжать на личной «Волге» со встроенной музыкальной стереосистемой. А оказывался, как правило, точь-в-точь Новосельцевым – засидевшимся на одном месте, с неустроенной личной жизнью и вообще без радужных перспектив. С подачи сценариста и драматурга Эмиля Брагинского Эльдар Рязанов выступил подлинно «великим утешителем», мудро, с лукавой улыбкой, с искрящейся выдумкой и почти детским ощущением озорства показав, что порой мечты имеют свойство сбываться.

Служебный роман / Sluzhebnyy roman (1977): кадр из фильма
… и в неформальной обстановке

В момент своего появления «Служебный роман» мог показаться нашим, советским аналогом экранизаций зарубежных, преимущественно американских и английских, современных пьес2, в трагикомическом ключе, въедливо и более глубоко, чем в «мыльных операх», анализирующих нескончаемую вязь межличностных отношений. При этом за наших «инженеров (и статистов!) человеческих душ» вовсе не было стыдно… Однако ныне немеркнущее произведение Эльдара Александровича ценится в первую очередь за точнейший (и тончайший) фотослепок со своего Времени. Как свидетельство о целой эпохе относительной стабильности и благоденствия, в которой жили, ссорились, работали, влюблялись люди – поколение за поколением. «Служебный роман», – и оттенки интонации этого многозначительного замечания товарища Самохвалова вобрали больше многогранной информации, чем километры плёнки с хроникой.

.

__________
1 – Замкнувший первую «25» среди отечественных картин.
2 – «Калифорнийский отель» /1978/, по Нилу Саймону, «В это же время, в следующем году» /1978/, по Бернарду Слэйду.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Михалкович В. Пигмалион среди нас // Искусство кино. – 1978, №2. – С. 38-48.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+