Смерть на Ниле / Death on the Nile (1978)

Смерть на Ниле / Death on the Nile (1978): постерПолнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).

Другие названия: «Роковое путешествие» (СССР: кинопрокат), «Смерть на Ниле» Агаты Кристи» / «Agatha Christie’s Death on the Nile» (полное название).

Великобритания.

Продолжительность 140 минут.

Режиссёр Джон Гиллермин.

Автор сценария Энтони Шаффер по роману Агаты Кристи (без указания в титрах).

Композитор Нино Рота.

Оператор Джек Кардифф.

На премию «Оскар» выдвигался Энтони Пауэлл (художник по костюмам).

Жанр: криминальный фильм, драма, детектив

Краткое содержание
Эркюль Пуаро (Питер Устинов), проводящий отпуск в туристической поездке по Египту, прилагает все усилия, чтобы отговорить Жаклин де Бельфор (Миа Фэрроу) от опрометчивого поступка – от мести Линнет Дойл (Лоис Чайлз), отбившей у неё жениха Саймона (Саймон МакКоркиндейл). Однако женщина, купившая билет на тот же плывущий по Нилу пароход «Карнак», что и молодожёны, даёт волю ревности – и стреляет в неверного мужчину. Почти сразу кто-то убивает Линнет из того же оружия. Частному сыщику родом из Бельгии и полковнику Рейсу (Дэвид Нивен) предстоит в кратчайший срок вывести преступника на чистую воду.

Также в ролях: Джейн Биркин (Луиза Бурже), Джордж Кеннеди (Эндрю Пеннингтон), Бетт Дейвис (Мари ван Шёллер), Мэгги Смит (мисс Бауэрс), Анджела Лэнсбери (Саломея Оттерборн), Оливия Хасси (Розали Оттерборн), Джон Финч (Джеймс Фергюсон), Джек Уорден (доктор Людвиг Бесснер), И.С. Джохар (менеджер парохода), Гарри Эндрюс (Бернстэпл), Сэм Уонамейкер (Рокфорд).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.02.2021

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Смерть на Ниле / Death on the Nile (1978): кадр из фильма
Свидетели смерти на Ниле

В кратком диалоге с мисс Ван Шуйлер Эркюль Пуаро выражает сожаление, что не сможет поведать об «одном потрясающем деле», которое блестяще расследовал накануне в тесных купе Восточного экспресса. Прозрачный намёк был призван дополнительно подчеркнуть связь с замечательной постановкой Сидни Люмета, которая, как опасались продюсеры, могла показаться неочевидной по причине смены не столько режиссёра, сколько ведущего артиста. Альберт Финни, настрадавшийся из-за наложения сложного грима и применения мощных осветительных приборов, создававших в замкнутых пространствах нестерпимую духоту, не пожелал проходить через подобные испытания ещё раз, и актёрам действительно было нелегко. Съёмки, по воспоминаниям очевидцев, вынужденно начинались ранним утром, а в середине дня – прерывались из-за жары (температура достигала отметки 38° по Цельсию). Да и помещений на речном пароходе было отнюдь не переизбыток, что заставило, скажем, выдающихся актрис Бетт Дейвис, Мэгги Смит и Анджелу Лэнсбери делить гримёрную. Другое дело, что результат определённо стоил затраченных усилий. Коммерческий успех (при производственных расходах, выросших до величины порядка $8 млн.) оказался хотя и менее внушительным1, но всё-таки достаточным. Главное же, Питер Устинов, отличающийся от предшественника комплекцией, лицом, даже цветом волос и усов, доказал, что легендарный бельгийский частный сыщик в его трактовке – по-своему не менее интересен. И впоследствии – ещё пять раз возвращался к этому образу.

Смерть на Ниле / Death on the Nile (1978): кадр из фильма
Не совладала с эмоциями

Джон Гиллермин, чья карьера тогда находилась на пике (накануне увидели свет блокбастеры «Ад в поднебесье» /1974/ и «Кинг-Конг» /1976/), пожалуй, несколько уступает Люмету по части чувства стиля. Но кинодраматург Энтони Шаффер блестяще адаптировал для экрана перипетии одноимённого романа Агаты Кристи, впервые опубликованного в 1937-м году. Да, пришлось опустить подробности некоторых побочных фабульных линий (в частности, истории клептоманки Ван Шуйлер), но базовая детективная интрига воспроизведена безукоризненно – и держит в напряжении даже тех зрителей, кто хорошо помнит события литературного первоисточника. А «звёзды» мировой величины помогли создать яркие, запоминающиеся характеры; в первую очередь я бы выделил американку Миа Фэрроу, чья Жаклин под обличием страдающей, глубоко несчастной женщины скрывает проницательный ум и расчётливость. Гиллермин и Шаффер в целом точно передают и социально-критический подтекст, заложенный писательницей, изящно вскрывавшей подноготную представителей высшего класса, собравшихся на борту фешенебельного парохода. Изобличение истинных мотивов их поступков, вытаскивание на свет Божий подсознательных страхов, высмеивание устремлений (включая воззрения Фергюссона, ударившегося в марксизм, но так и не порвавшего с привычным окружением) – всё это тесно связано с чрезвычайным происшествием. С пресловутой смертью на Ниле состоятельной миссис Дойл.

Смерть на Ниле / Death on the Nile (1978): кадр из фильма
Сыщик снова при деле

Словом, картина заслуживает очень высокой оценки. Единственное, в чём Джон Гиллермин заметно уступает Сидни Люмету, так это – в умении обыграть исторический контекст. Режиссёр, кстати, упоминал о готовности, с какой власти Египта оказывали содействие в организации съёмок – не в последнюю очередь потому, что фильм не являлся политически ангажированным. Но если в «Убийстве в Восточном экспрессе», что ни говори, подспудно ощущалась тревога, неотъемлемая от атмосферы неспокойного времени между двумя колоссальными по масштабам войнами, то на сей раз треволнения внешнего мира остались где-то там, очень далеко. А жаль! Занимательный и напряжённый сюжет о «роковом путешествии» (если воспользоваться советским прокатным вариантом названия) таил в данном отношении неплохие возможности. Впрочем, произнесённая месье Пуаро под занавес цитата из Мольера о том, что «великая цель женщин – внушать любовь», наводит на небесполезные размышления по завершении сеанса.

.

__________
1 – Так, в заокеанском кинопрокате кассовые сборы составили $14,56 млн

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Болезни замкнутого пространства // Ровесник. – 1979, №3. – С. 28.
Тирдатова Е. От Лира до Пуаро // Советский экран. – 1985, № 04. – С. 21.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+