Смерть негодяя / Mort d’un pourri (1977)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Смерть коррупционера» / «Смерть коррумпированного человека» / «Death of a Corrupt Man» (международное англоязычное название), «Хитроумный детектив» / «The Twisted Detective» (США: название на видео).
Франция.
Продолжительность 123 минуты.
Режиссёр Жорж Лотнер.
Автор сценария и диалогов Мишель Одиар по роману Жана Лаборда (в титрах как Raf Vallet), соавтор сценария Клод Соте (без указания в титрах).
Композитор Филипп Сард.
Оператор Анри Декаэ.
Жанр: криминальный фильм, драма, триллер
Краткое содержание
Депутат Филипп Дюбэ (Морис Роне) сообщает своему доверенному лицу Ксавьеру Марешалю (Ален Делон) о том, что убил Серрано (Шарль Мулен) — коллегу по Национальному собранию, известного шантажиста. Мало того, он прихватил папку с компроматом на многих уважаемых персон, которую покойный собирал на протяжении долгих лет. Ксав без колебаний соглашается подтвердить алиби, но… сумеет ли убедить полицейских?
Также в ролях: Орнелла Мути (Валери), Мирей Дарк (Франсуаза), Стефан Одран (Кристиана), Клаус Кински (Томский), Мишель Омон (комиссар Моро), Жюльен Гийомар (Фондари), Жан Буиз (комиссар Перне), Ксавье Депра (Марсель), Франсуа Шометт (Лансак), Даниэль Чеккальди (Люсьен Ласор), Анри Вирложё (Поль).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.08.2024
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Вряд ли можно считать большим упущением для отечественной культуры, даже для любителей детективов, то обстоятельство, что одноимённый роман Рафа Валле (во Франции опубликован в 1973-м в «чёрной серии») долго не был доступен русскоязычному читателю. Произведение урождённого Жана Лаборда не поражает глубиной характеров, зато строится на небезынтересной интриге, навеянной, вероятно, фактами из криминальной хроники, на которой он длительное время специализировался, трудясь на ниве журналистики. Любопытно, что сценарист Мишель Одиар, не слишком далеко отошедший от текста литературного первоисточника, выдвигался на премию «Сезар», хотя и уступил Дэвиду Мерсеру, сочинившему новаторское, прихотливо выстроенное «Провидение» /1977/ Алена Рене. Закономерным видится и зрительский успех1, сопоставимый (если сделать поправку на масштаб) с результатами демонстрации картины в Советском Союзе, где сеансы в сезоне 1979-го года посетило 25,4 млн. человек.
Нетрудно догадаться, какое значение имело присутствие Алена Делона, взявшего на себя функции продюсера, а главное, с энтузиазмом воплотившего образ небезгрешного (мягко сказано!) индивида, вынужденно схлестнувшегося с ещё более аморальными типами и в конечном итоге – с порочной социально-политической системой в целом. Вынесенная в заголовок характеристика «негодяй» (сыр-бор разгорается из-за смерти высокопоставленного коррупционера и шантажиста) на поверку применима к массе других граждан, в том числе состоятельных и облечённых властью. Марешаль имеет конкретную цель – найти убийцу товарища, накликавшего на себя беду не расправой над подонком, а присвоением бесценной папки. Вместе с тем, спасая Валери (роль юной любовницы депутата сыграла итальянская «звезда» Орнелла Мути, на момент съёмок не говорившая по-французски), отводя подозрения правоохранительных органов, скрываясь от преследователей, он поневоле пробует себя в героическом амплуа. Жорж Лотнер умело чередует захватывающие дух погони, непременно завершающиеся авариями автомобилей (легковых и грузовых), перестрелки и… глубокомысленные рассуждения о буржуазном мире, подчинённом могущественному интернационалу, но не пролетарскому, а финансовому. Особенно колоритен Клаус Кински в облачении Томского – влиятельной закулисной фигуры. Наконец, любопытный сюрприз ждёт публику под занавес, когда Ксав остроумно выводит на чистую воду самозваного борца за справедливость, обещая вылечить его манию величия в психиатрической клинике. Как ни странно, это не снижает остроты разоблачительного пафоса фильма, не только послужившего замечательным развлечением, но и обнажившего механизм функционирования буржуазного общества, где коррупция, по меткому наблюдению авторов, является поистине системообразующим элементом.
.
__________
1 – Невыдающийся, зато ощутимый – 1,85 млн. проданных билетов.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий