Смертельное оружие 2 / Lethal Weapon 2 (1989)

Телингатер Елена. Дженетт Голдстайн – малышка с «пушкой» // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 32. – С. 48-51.

Женщины с ружьём

Дженетт Голдстайн – малышка с «пушкой»

«Самая крутая среди крутых», «королева вторых серий», «леди с оружием» – такими отчаянными характеристиками наградила западная пресса актрису Дженетт Голдстаин, которую мы видели в 1994 году в двух фильмах, официально вышедших на российские экраны: «Чужие» и «Терминатор-2». Год назад английский журнал «Эмпайр» написал об актрисе: «… ей удалось найти нужную сторону, уловить дух времени, сыграв магнетическую Васкес, и расчистить площадку для новых женских ролей».

Но в 1985-86 годах, когда осуществлялся проект «Чужих», в Голливуде только пытались нащупать новый тип героини -женщины-воина, не просто умеющей за себя постоять, но в случае необходимости защищающей куда более уязвимых и слабых мужчин. «Чужие» не могли не стать важной вехой на этом пути: в продолжении знаменитого космического ужастика «Чужой» главная роль отводилась женщине, точнее – женщинам, а еще точнее – двум самкам; бесстрашной землянке и Королеве чужих, могущественному и страшному созданию, движимому инстинктом продолжения рода. Разумеется, звездой фильма была монументально прекрасная Сигурни Уивер, но в «свите королевы» – отряде коммандос, посланном сражаться с чудовищами на отдаленную планету, – помимо традиционно крутых парней затесалось несколько женщин, которых язык не поворачивается назвать представительницами слабого пола. И самой неожиданной, самой незабываемой, самой убедительной среди них стала девушка-коммандос по имени Васкес. Невысокая, крепко сбитая, немногословная профессионалка, идеально владеющая огромным «смартом» – чудовищного вида огнеметом, который порой кажется больше самой девушки, – такой впервые предстала на экране Дженетт Голдстайн. «Чужие» стали ее кинодебютом. Вначале начинающая актриса пришла на пробы в надежде получить маленький эпизодик, но в результате ей досталась вторая женская роль, которая, как считают многие, оказалась намного эффектнее первой.

«В других ролях почти не было текста, – вспоминает актриса. – Поэтому они сделали пробу на роль Васкес».

«Они» – это продюсер Гэйл Энн Хэрд и режиссер Джеймс Кэмерон, муж и жена, которые после невероятного успеха «Терминатора» приехали на английскую студию «Пайнвуд» снимать вторую серию легендарной космической саги. Английские киношники отнеслись к фильму скептически – первую серию ставил их соотечественник Ридпи Скотт, а вторую отпали «какому-то Кэмерону». Техперсонал буквально бойкотировал проект, поэтому режиссер, всегда славившийся умением ра-

48

ботать за десятерых, лично снимал кинопробы. «Он ползал по полу офиса с ручной камерой, а я бегала с оружием в руках, изображая сражение с невидимыми тварями, вспоминает Дженетт. – Главное, что им было нужно, чтобы героиня выглядела по-настоящему накачанной, сильной, ловкой. Вначале они хотели пригласить спортсменку, занимающуюся бодибилдингом, но ни одна из них не могла грамотно подавать реплики. Вот тогда они и выбрали меня».

Родившаяся и выросшая в Лос-Анджелесе Дженетт Голдстайн в школьные годы серьезно занималась гимнастикой. Несколько раз принимала участие в соревнованиях, но призов не завоевывала. А после школы решила стать актрисой. Занималась на курсах актерского мастерства, играла во внебродвейских нью-йоркских театральных постановках, потом вышла замуж за англичанина и переехала в Лондон. В английской столице продолжала театральную карьеру, получила карточку члена профсоюза британских актеров, но о кино особенно не задумывалась. «Менее всего я предполагала, что попаду в фантастический боевик», – говорила она несколько лет спустя.

Но благодаря мускулам, накачанным еще во время занятий гимнастикой, Дженетт получила роль, к которой меньше всего готовилась, постигая на театральной сцене Шекспира и других классических авторов. Роль, которую нужно было сыграть минималистски и чисто пластически. Роль, для которой нужна не столько техника и внешние данные, сколько неуловимая и нематериальная субстанция, по-английски называемая «presence» – присутствие, и которую по-русски можно определить как экранный магнетизм.

Но начали все-таки с внешности. Пышные рыжие кудри актрисы обрезали, сделав ей почти мальчишескую стрижку. Покрасили волосы в черный

49

цвет. Спрятали веснушки под слоем грима. Надели на зрачки контактные линзы, превратив зеленые таза в черные. Далее – пластика. Кэмерон попошел к вопросу военной подготовки своих «рекрутов» весьма серьезно, заставила всех актеров несколько недель тренироваться под руководством профессиональных инструкторов военного дела «Он устроил у нас настоящий, военный лагерь, – рассказывает Дженетт. – Но мне понравился такой необычный подход к работе над ролью. «Васкес была одной из тех женщин, которую можно узнать и признать, но до сих пор их было на экране -вспоминает Дженетт – Поначалу продюсеры волновались- как вы думаете, не слишком ли круто, а вдруг люди почувствуют к ней неприязнь? Но реакция зрителей была невероятной: после премьеры продюсеры позвонили мне в Лондон и сказали – немедленно приезжай, тут народ по тебе с ума сходит. Не только зрители – кинопресса тоже с восторгом приветствовала появление на экране свежего лица и неожиданного персонажа Дженетт Голдстайн производит неизгладимое впечатление в роли девушки-бойца, Которая оказывается круче всех парней в команде – написала газета «Вэрайэти».

Эта роль стала благословением и проклятием актрисы. Ей хотелось играть разноплановые роли, но режиссеры видели в ней только «девицу с пистолетом», Ее приглашали на кинопробы, но вместо мрачной, неразговорчивой, смутой латиноамериканки приходила рыжеволосая веснушчатая еврейская барышня интеллигентного вида, и продюсеры с недоумением пытались понять, как в кэмероновском фильме из нее удалось сделать такую крутую леди.

Дженетт охотно шла на эксперименты с внешностью – в ужастике-притче «Почти полная тьма» (реж. Кэтрин Бигелоу) она предстала в облике вульгарно-хипповой вампирши, кошмарной крашеной блондинки с манерами проститутки, владеющей оружием с мастерством профессионального убийцы.

В «Смертельном оружии-2» Дженетт перешла по другую сторону закона, сыграв женщину-полицейского, одну из коллег Мела Гибсона и Дэнни Гловера. Впервые ей выпала возможность «совпасть» с персонажем по цвету волос и «пятому пункту»: она играет Меган Шапиро, жизнерадостную, насмешливую, круглолицую патрульную, охотно принимающую участие в шутках и розыгрышах (одно «презервативное деревце» на столе Дэнни Гловера чего стоит!), но в минуты опасности сражающуюся с товарищами плечом к плечу

Роль Меган могла бы, наверное стать продолжением в разговоре о новом типе женщины на экране, но этого не случилось. «Смертельное оружие-2» еще было чисто мужским по концепции фильмом (только в третьей серии рядом с героями-мужчинами появится равная им по профессионализму женщина-полицейский). А во второй серии девушкам предписывалось либо страдать, либо утешать героев. К тому же, героиня Дженетт получилась слишком яркой с визуальной тонки зрения: ее рыжие кудри, оказываясь в кадре, затмевали все остальное, а этого допустить режиссер Ричард Доннер не мог. В результате роль получилась крошечной – несколько реплик, пара крупных планов и единственная «бенефисная» сцена; эффектная гибель героини на взрывающемся трамплине (кстати, снятая без дублеров!).

Три фильма, три варианта крутой женщины», три «огненные гибели», и все три – версии одной и той же роли типажа, судьбы. Дженетт пробует работать на телевидении, но там все тоже в ней видят Васкес: она принимает участие в различных шоу, но исключительно как гостья.

В 1991 году Кэмерон приступает к съемкам «Терминатора-2», и снова приглашает Дженетт. Снова – на вторую женскую роль. И снова именно ей досталась самая эффектная сцена в фильме.

В «Терминаторе-2» немало приемов, от которых вздрагиваешь, спецэффектов, которым хочется аплодировать, находок, которые три года назад были неслыханным новаторством. Но самой шокирующей и неожиданной стала сцена, в которой сварливая домохозяйка оказывается очередным невероятным перевоплощением терминатора Т-1000 – робота из жидкого металла

Дженетт великолепна в этой небольшой, но незабываемой роли. Сначала мы видим обычную «среднестатистическую» обитательницу предместий, осатаневшую от равнодушия мужа и

50

дерзости приемного сына В следующей сцене в ней что-то неуловимо меняется, и мы, увидев ее благоверного супруга, пришпиленного к стене кинжалом, выросшим из женской руки, поймем, что перед нами не женщина, а. машина уничтожения… Ярко продемонстрировав изнанку мифа и имиджа «крутой леди», Дженетт почти перестала сниматься: то ли решила переждать. пока зрители забудут о ее «женщинах-воинах и согласятся принять актрису в новых амплуа то ли сочла, что работа на сцене – более благодарное занятие. В последние два года она занимается там, о чем мечтала после школы – играет в театре. В основном – классику. Одной из недавно постановок с ее участием стала «Электра» Софокла.

А Голливуд разрабатывает найденную ею золотую жилу. То и дело на экранах мелькают бледные двойники Васкес – от чемпионки по кикбоксингу Кэти Лонг, подавшейся в кино, до таких известных актрис, как Мадлен Стоу, Энди Макдауэлл, Мэри Стюарт Мастерсон и Дрю Бэрримор, сыгравших крутых барышень в женском вестерне «Плохие девчонки». В большинстве случаев новые крутые героини не находят сочувствия со стороны зрителей. В 1992 году с треском провалился фильм «Баффи – истребительница вампиров», в котором героиня Кристи Свэнсон исполняла подобные функции. В 1993 одним из кассовых разочарований стала «Щепка», в финале которой Шерон Стоун брала в руки пистолет (в оригинальной концовке она становилась сообщницей убийцы и уезжала с ним на Багамы). 1994 не принес особых перемен – провалились «Плохие девчонки не успела успеха комедия «Я люблю неприятности» – даже Джулия Робертс не смогла увлечь зрителя ролью крутой героини!

Но зрители до сих пор помнят Васкес. «Я и сегодня получаю письма, – говорит Дженетт Голдстайн. – Мне пишут мальчики и девочки, мужчины и женщины, геи и лесбиянки. Люди до сих пор называют меня Васкес. Они ее любят. Просто любят и все».

Елена ТЕЛИНГАТЕР

51

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+