Снайпер / American Sniper (2014)

Снайпер / American Sniper (2014): постерПолнометражный фильм (номинация на «Оскар»).

Другое название: «Американский снайпер» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность 132 минуты.

Режиссёр Клинт Иствуд.

Автор сценария Джейсон Холл (номинация на «Оскар») по книге Криса Кайла, Скотта МакЮэна, Джима ДеФеличе.

Композиторы Джозеф С. ДеБизи (дополнительная музыка), Клинт Иствуд (тема Таи), Дин Вэлентайн (музыка для рекламного ролика).

Оператор Том Стерн.

Премию «Оскар» получили Алан Роберт Мюррей, Боб Эсман (звуковой монтаж).

Также на «Оскар» номинировались: Джоэл Кокс, Гэри Роач (монтаж), Джон Т. Райтц, Грегг Радлофф, Уолт Мартин (сведение звука).

Жанр: фильм действия, биографический фильм, триллер, военный фильм

Краткое содержание
Крис Кайл (Брэдли Купер, номинация на «Оскар»), выросший в Техасе и в юности добившийся успехов на родео, решает служить своей стране — и подаёт документы на зачисление в Корпус морской пехоты США, где, выдерживав испытания, проходит курс подготовки снайпера. Он знакомится с Таей Ренэ (Сиенна Миллер), которой делает предложение выйти за него замуж. Вскоре Кайла отправляют в командировку в Ирак, где снайпер показывает феноменальные результаты, получив от сослуживцев прозвище «Легенда», а от врагов — «Дьявол из Рамади».

Также в ролях: Брайан Хэллисей (капитан Джиллеспи), Люк Граймс (Марк Ли), Бен Рид (Уэйн Кайл), Джейк МакДорман (Райан «Бигглс» Джоб), Макс Чарльз (Коултон Кайл, сын Криса), Сэм Джагер (капитан Мартенс), Кайл Галлнер (Гоат-Уинстон), Кори Хардрикт («Ди» / Дэндридж), Нэвид Негабэн (агент РУМО США Снид), Эрик Лэдин («Белка»), Рей Галлегос (Тони), Самми Шейк (Мустафа), Мидо Хамада («Мясник»), Трой Винсент (пастор), Коул Конис (юный Крис Кайл), в эпизоде Клинт Иствуд (прихожанин церкви, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 06.07.2015

Авторская оценка 5/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Снайпер / American Sniper (2014): кадр из фильма
На боевом выходе

Пропагандистская машина Голливуда начала сбоить. Талантливых фильмов, критически освещающих вторжение Соединённых Штатов в Ирак и Афганистан и анализирующих его негативные последствия для простых граждан, увидело свет уже достаточно. Однако стоит кинематографистам обратиться к той или иной героической странице упомянутой кампании, как получается нечто крайне спорное – и это не приводит к откровенному конфузу, надо полагать, исключительно из-за благосклонного1 отношения зрителей. То вдруг подвиг Латтрелла при ближайшем рассмотрении оказывается таким гимном во славу всеобщей глупости, что даже обитателям военно-полевого хирургического госпиталя (из романа Ричарда Хукера и киноверсии Роберта Олтмена) стало бы неловко. То вот теперь – достижения Кайла (между прочим, лично знавшего «уцелевшего» Маркуса, с которым сдружился на подготовительных курсах), вроде бы призванного служить образцом для подражания. Причём Крис, по слухам, озвучивал пожелание, чтобы за экранизацию его (написанной в соавторстве с адвокатом Скоттом МакЮэном и писателем Джимом ДеФеличе) книги «Американский снайпер: автобиография самого смертоносного снайпера в военной истории США» /2012/ взялся Клинт Иствуд и никто иной. Правда, не учёл, что актёр-режиссёр – уже не тот, кем являлся, когда клепал одномерные ура-патриотические агитки вроде «Огненного лиса» /1982/ и «Перевала разбитых сердец» /1986/.

Снайпер / American Sniper (2014): кадр из фильма
В минуты отдыха

По завершении сеанса к авторам остаётся масса вопросов. С одной стороны их восторженное отношение к доблестному «американскому снайперу» (хотя в ряде стран, включая Россию, указание на государственную принадлежность солдата стыдливо вымарывали из заголовка) не вызывает сомнений. Этот техасец (правда, из города с названием, навевающим совсем другие ассоциации, – Одесса) выведен славным продолжателем традиций предков, отважных ковбоев, с младых ногтей не расстававшихся с огнестрельным оружием, и подлинным патриотом, готовым защищать Родину. Мало того, Брэдли Купер показывает персонажа не то чтобы набожным (хотя разговор о Боге возникает отнюдь не вдруг), но – как бы водимым Всевышним с того момента, как парень не смог устоять, прихватив в церкви карманный экземпляр Библии, ставший талисманом. Не говоря уже о том, что Крис являлся примерным семьянином, любящим супругу и старавшимся быть с сыном таким же, как собственный отец с ним самим, – строгим, но справедливым. Иствуд и Джейсон Холл окончательно утрачивают чувство меры ближе к развязке, когда Кайл признаётся психотерапевту, что готов ответить на страшном суде за каждый свой меткий выстрел – и сожалеет исключительно о том, что не смог спасти ещё больше братьев по оружию.

Снайпер / American Sniper (2014): кадр из фильма
Снайпер. Американский

Казалось бы, что тут ещё добавить? Вот на таких-де и следует равняться всякому, кто, мечтая защищать свободу и демократию, надевает военную форму. Вместе с тем создатели ленты добавили такой двусмысленный аспект, который не просто отсутствовал в книге, но и противоречил публичному заявлению самого Криса. Кайл утверждал, что, хотя и держал на прицеле детей, ни за что на свете не застрелил бы ребёнка, виновного или нет. В фильме же именно с такого эпизода (убийство матери и её маленького сына, отважившихся бросить в солдат гранату) начинается славная боевая карьера снайпера. Однако ни это, ни другие сомнительные поступки2 не побуждают его задуматься, почему же местные жители воспринимают «освободителей» из-за океана лютыми врагами – почему приходится сражаться, по сути, с народом. За гранью понимания и даже внимания «Легенды» остаётся и причина нервных срывов сослуживцев-соотечественников (включая младшего брата Джеффа), что в итоге и привело к роковым последствиям. Поползновения оправдать действия оккупантов тем, что, мол, на войне как на войне (вспомним затянувшийся поединок с неуловимым, словно тень, стрелком-виртуозом Мустафой) и что с противоположной стороны орудовали сущие маньяки вроде подручного Абу Мусаба аз-Заркави по прозвищу «Мясник», пытавшего, умерщвлявшего и расчленявшего людей, звучат не слишком убедительно… Помнится, Говард Хоукс, поведавший, проводя параллель с актуальными событиями, о «сержанте Йорке» – герое Первой мировой, лично нанёсшем серьёзный урон живой силе противника, ещё позволил себе выразить в титрах робкую надежду на установление между нациями мира. Старина Клинт на что-то подобное, увы, не решается (особенно после едкого выпада Квентина Тарантино в «Бесславных ублюдках» /2009/), возвращаясь – по крайней мере делая вид, что возвращается – к своим прежним, правым и милитаристским установкам. И демонстративно не замечает того, как плохо они поддаются синтезу с его новыми (озвученными в недавних постановках, в том числе на военную тематику) взглядами либерального толка.

.

__________
1 – Картина, обошедшаяся в $58,8 млн., собрала в национальном прокате $349,3 млн. и ещё $193,4 млн. – за рубежом.
2 – Достаточно вспомнить, как по-будничному бойцы врываются в квартиры рядовых иракцев, делая обыски, проводя допросы с пристрастием и т.д.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+