Собака Баскервилей / The Hound of the Baskervilles (1939)
США.
Продолжительность 80 минут.
Режиссёр Сидни Лэнфилд.
Автор сценария Эрнест Паскаль по повести Артура Конана Дойла.
Композиторы Дэвид Баттолф, Чарльз Максвелл, Кирил Дж. Мокридж, Дэвид Раксин (все – без указания в титрах).
Оператор Дж. Певерелл Марли.
Жанр: фильм ужасов, детектив, триллер
Краткое содержание
Доктор Джеймс Мортимер (Лайонел Этуилл) просит Шерлока Холмса (Бэзил Рэтбоун) разобраться в обстоятельствах загадочных смертей представителей рода Баскервилей, сопровождавшихся внушающим трепет собачьим воем, разносящимся по окрестностям Баскервиль-холла. Он полагает, что опасность грозит сэру Генри Баскервилю (Ричард Грин), который, прибыв из Америки, должен вступить в права владения фамильным состоянием. Знаменитый частный сыщик, сославшись на занятость, отправляет своего товарища доктора Ватсона (Найджел Брюс) в поместье. Удастся ли спасти жизнь молодому аристократу?
Также в ролях: Венди Барри (Берилл Степлтон), Джон Кэррадайн (Бэрримон), Мортон Лаури (Джек Степлтон), Мэри Гордон (миссис Хадсон), Барлоу Борланд (Френкланд), Берил Мерсер (мадам Мортимер), Ральф Форбс (сэр Хьюго Баскервиль), Ян Макларен (сэр Чарльз Баскервиль), E.E. Клайв (кэбмен), Эйли Мэйлон (мадам Бэрримон), Найджел Де Брулир (каторжник), Петер Виллис (Родерик), Иван Симпсон (Шеперд), Джон Бертон (Брюс), Денис Грин (Йон), Эван Томас (Эдвин), собака Вождь (собака Баскервилей).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 22.09.2022
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Ещё можно понять опасения продюсеров 20th Century Fox относительно того, примет ли широкая публика Бэзила Рэтбоуна, ассоциировавшегося тогда преимущественно с отрицательными ролями1, в обличии Шерлока Холмса, из-за чего первой в титрах фигурировала фамилия Ричарда Грина. Но почему, несмотря на успех фильма и оперативно (1-го сентября того же 1939-го года) выпущенной второй части, кинокомпания отказалась продолжать работу над складывающимся циклом, уступив права конкурентам? Руководство Universal Pictures, заключив долгосрочный контракт с ведущими исполнителями, заметно урезало производственные бюджеты (по сути, перевело проект в категорию «B»), а главное, настояло на перенесении событий в тревожную современность, вынудив легендарного частного сыщика решать актуальные проблемы – вплоть до борьбы с нацистскими шпионами. Решение, очевидно, представлялось логичным в условиях Второй мировой войны, но… всё равно приходится сожалеть об упущенных художественных возможностях.
Считается, что постепенно постановку Сидни Лэнфилда подзабыли, особенно в свете появления цветной экранизации британской киностудии Hammer Films. Её открытие новыми поколениями зрителей состоялось благодаря повторному выпуску на киноэкраны (в 1975-м) дистрибьютором Film Specialties, причём в связке с пародийным слэпстиком Бастера Китона «Шерлок-младший» /1924/. Тогда предметом пересудов и насмешек стала финальная реплика Холмса («О, Ватсон! Иглу!»), но это не более чем курьёз, вряд ли заслуживающий подробного разговора. Гораздо важнее, что по истечение значительного времени отнюдь не кажется устаревшим общее художественное решение. Конечно, Эрнесту Паскалю пришлось слегка упростить интригу литературного первоисточника, пожертвовав некоторыми второстепенными сюжетными линиями; в частности, мисс Стэплтон действительно приходится Джеку сестрой – и искренность её чувств к сэру Генри, сделавшему девушке предложение руки и сердца, не вызывает сомнений. Странно и то, что авторы не воспользовались поводом показать эффектную погоню за убийцей, довольствовавшись замечанием сыщика в том духе, что негодяй не убежит далеко: либо попадёт в руки полиции, либо сгинет в Гримпенской трясине. Тем не менее картина производит сильное впечатление.
Жанр лэнфилдовской «Собаки Баскервилей» традиционно определяют как фильм ужасов, и тому существует достаточно обоснований. Режиссёр остроумно воспользовался наработками именно «юниверсаловских» мастеров, погрузив зрителя (вместе с молодым аристократом, прибывшим из-за океана) в зыбкую и мрачную атмосферу Баскервиль-холла, окутанного туманами. Подсознательный страх перед довлеющим над родом проклятием, уходящим корнями во тьму веков (в деяния Хьюго Баскервиля, безбожника и нечестивца), невольно рифмуется с остатками материальной культуры первобытных людей, некогда облюбовавших окрестности. Как тут не поддаться моде на оккультизм, распространённой, к тому же, в Викторианскую эпоху?.. Вполне естественно, что душераздирающий вой внушал трепет. Кульминация, когда зловещий (соответствующим образом выдрессированный хозяином) пёс внушительных пропорций нападает на наследника, отчаянно защищавшегося, но явно не имевшего шансов уцелеть, не подоспей на выручку Холмс и Ватсон с револьверами наизготове, снята потрясающе. И всё равно, вопреки налёту мистики, торжествует человеческий разум, который обязательно раскроет преступный замысел, каким бы изощрённым тот ни являлся.
.
__________
1 – Например, с партией коварного сэра Гая Гисборна в популярных «Приключениях Робин Гуда» /1938/.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий