Сокровище Серебряного озера / Der Schatz im Silbersee / Le trésor du lac d’argent (1962)
Другие названия: «Сокровище в Серебряном озере» / «Blago u srebrnom jezeru» (Югославия), «Сокровище Серебряного озера» / «The Treasure of the Silver Lake» / «Treasure of Silver Lake» (международные англоязычные названия).
ФРГ, Франция, Югославия.
Продолжительность 111 минут.
Режиссёр Харальд Райнль.
Автор сценария Харальд Г. Петерссон по роману Карла Мая.
Композитор Мартин Бёттхер.
Оператор Эрнст В. Калинке.
Жанр: приключенческий фильм, вестерн
Краткое содержание
Фред Энгель (Гёц Георге) клянётся отомстить за смерть отца, подло убитого полковником Бринкли (Герберт Лом), присвоившим половину карты, где отмечено местонахождение несметных сокровищ Серебряного озера. Юноше вызываются помочь Олд Шаттерхенд (Лекс Баркер), вождь племени апачей Виннету (Пьер Брис) и Сэм Хокинс (Ральф Вольтер). Схватка предстоит напряжённая, тем более что негодяй и сам не отступится, пока не получит вторую половину карты…
Также в ролях: Карин Дор (Эллен Паттерсон), Марианна Хоппе (миссис Батлер), Эдди Арент (лорд Каслпул), Сима Яничиевич (Паттерсон, в титрах как Jan Sid), Илья Ивезич (Хилтон).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 05.07.2023
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Вообще-то кинематографисты Старого Света никогда не хотели оставлять американцам монополию на Дикий Запад, о чём недвусмысленно заявили ещё… братья Люмьер, заказавшие Габриэлю Вейру кинозарисовку «Банкет индейцев» /1896/. Но в последующие годы и даже десятилетия европейцы ограничивались, скажем так, единичными вылазками. Первым достаточно массовым (в смысле – хорошо продуманным и спланированным) набегом на заокеанскую культурную сокровищницу как раз стал проект крупных кинопродюсеров из ФРГ, а по проторенной ими дорожке вскоре поскакали и итальянец Серджо Леоне, и соперники из ГДР. Расчёт на неиссякаемую любовь читателей к творчеству Карла Мая блестяще оправдался! Хотя экранизация заметно расходится с одноимённым романом, опубликованным в 1891-м, образы Олд Шаттерхенда (прозвище означает ‘разящая рука’, хотя у нас распространён перевод ‘верная рука’) и вождя Виннету получили очень яркое воплощение на кинополотне. Мало того, потраченный на производство солидный бюджет (DEM3,5 млн.) обеспечил впечатляющий эпический размах, в первую очередь – в эпизоде штурма отрядом полковника Бринкли фермы миссис Батлер, напоминающей полноценный военный форт. Да и югославская натура оказалась не менее живописной, чем пейзажи Северной Америки. Фильм уверенно возглавил национальный кинопрокат, собрав аудиторию в 10 млн. человек1, и неплохо прошёл во Франции (1,7 млн. проданных билетов). Наконец, отдельного упоминания заслуживает успех в Советском Союзе (39,9 млн.), где картина Харальда Райнля демонстрировалась в сезоне 1974-го – уже после некоторых продолжений.
Ретроспективно «Сокровище серебряного озера» вызывает дополнительный интерес в качестве произведения, положившего начало легенде. Режиссёр, высоко ценившийся за накопленный в индустрии опыт (не считавший зазорным состязаться с великим Фрицем Лангом, обратившись к зловещей фигуре доктора Мабузе), чувствует себя в условностях самобытного жанра вполне уютно. Конечно, не все шутки и даже персонажи2 хочется признать безусловно удавшимися, а трактовке событий порой не хватает жёсткости лучших «спагетти-вестернов» или глубины социального анализа, к которой стремились (и которую в целом достигали) коллеги с ДЕФА. Вместе с тем герру Райнлю не откажешь в умении непринуждённо, по-настоящему увлекательно рассказывать историю, захватив внимание – в первую очередь – детско-подростковой аудитории. На сеансе совсем не возникает желания придираться к отдельным техническим и художественным недочётам, а вот сопереживание благородным натурам – белому и индейцу, ставшим кровными братьями, возникает. Хотя формально интрига держится на поисках несметного богатства, покоящегося в пещере, не испытываешь ни малейших сомнений, что победу одержит отнюдь не тот, кто движим алчностью. Напоследок нельзя не заметить, что внушительную (не такую, как чуть позже – мелодии Эннио Морриконе, но тоже внушительную) популярность приобрёл музыкальный лейтмотив, сочинённый композитором Мартином Бёттхиром.
.
__________
1 – Что обеспечило кассовые сборы в размере DEM6,4 млн., а ещё создателей поощрило премией в DEM200 тыс. Федеральное министерство внутренних дел и родины.
2 – Не стану скрывать, что разочаровал экранный Сэм Хокинс, так колоритно описанный писателем, но, к слову, в экранизируемой книге отсутствовавший.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий