Солт / Salt (2010)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Эдвин Э. Солт» / «Edwin A. Salt» (США: рабочее название), «Прикрытие» / «Cover Up» (США: фальшивое название), «Красная площадь» / «Red Square» (США: фальшивое название).
США.
Продолжительность 100 минут.
Режиссёр Филипп Нойс.
Автор сценария Курт Уиммер.
Композитор Джеймс Ньютон Ховард.
Оператор Роберт Элсвит.
Жанр: фильм действия, криминальный фильм, детектив, триллер
Краткое содержание
Стараниями Майка Краузе (Аугуст Диль), знаменитого арахнолога, Эвелин Солт (Анджелина Джоли), схваченную во время выполнения в КНДР секретного задания Центрального разведывательного управления и подвергаемую пыткам, обменивают на северокорейского разведчика. Учёный и шпионка сочетаются законными узами брака. Спустя два года Эвелин предстоит допросить Олега Васильевича Орлова (Даниэль Ольбрыхский), заверяющего, что является перебежчиком из России и что готов сотрудничать. Внезапно тот заявляет, что в рядах спецслужб США находится много внедрённых «кротов» – и что к их числу принадлежит Солт…
Также в ролях: Лив Шрайбер (Теодор Уинтер, глава Русского отдела ЦРУ), Чиветел Эджиофор (Пибоди), Олек Крупа (президент России Борис Матвеев), Хант Блок (президент США Ховард Льюис), Марион Мак-Кори (директор ЦРУ Медфорд), Виталий Баганов (новый президент России), Владислав Куликов (Александр Федорович Ченков), Оля Зуева (Анна Норейкова-Ченкова), Кори Столл (полковник Эдвард Томаш, он же Шнайдер), Дэниэл Пирс (Орлов в молодости), Кэссиди Хинкл (двенадцатилетняя Ченкова)
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.09.2018
Авторская оценка 3/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
При просмотре возникает чувство… ностальгии по старым добрым антисоветским триллерам и боевикам про наших коварных диверсантов и «агентов кагебе» (если воспользоваться шуткой киноведа Ромила Соболева, иронизировавшего по поводу набившего оскомину голливудского штампа): во времена существования СССР они хотя бы имели смысл! Такой шедевр кинематографической мысли, как «Солт» оставляет далеко позади небезызвестные политическо-параноидальные опусы, снятые в угаре «рейганомики»1, хотя непосредственно авторы ориентируются, конечно, на классический образчик подобного рода кинопроизведений – на «Маньчжурского кандидата» /1962/. Наконец-то, спустя два десятилетия после распада сверхдержавы, сбылись опасения истинных патриотов Америки – и «империя зла» настигла-таки оплот свободы и демократии, поразив давнего соперника в самое сердце!
Когда Орлов2 прозрачно намекает на допросе, что Ли Харви Освальд был законспирированным агентом, посланным ликвидировать Джона Фицджеральда Кеннеди из-за «железного занавеса», начинает разбирать истерический смех. Что-то подсказывает, что эту версию ФБР с ЦРУ рассматривали в первую очередь – и, раз уж ни разу её не озвучили, надо бы сделать соответствующие выводы! Ещё более плоско и примитивно проиллюстрирована идея с подготовкой советских детей-шпионов – в уединённом монастыре, где наставник, вещая про возрождение и величие России, заставляет подопечных целовать перстень, точно Папа Римский. А общение ненадолго вернувшейся во вражье логово Эвелин с бывшими соратниками поневоле напоминает поведение пресловутой Ниночки из одноимённого экранного водевиля, на полном серьёзе желавшей: «Спокойной ночи, дорогой товарищ!» Кстати, Анджелина Джоли в модной зимней шапке вызывает в памяти именно Грету Гарбо в той «славной» партии, жутко наигрывая и выглядя донельзя глупо, – и даже исполненные актрисой (если верить рекламе) опасные трюки не придают характеру дополнительной убедительности. Наверное, лишь участие «суперзвезды» позволяет объяснить солидный успех «Солт» и в заокеанском ($118,3 млн. кассовых сборов), и в зарубежном ($175,2 млн.) кинопрокате. Так не хочется делать поспешных выводов относительно очередного роста антироссийских настроений…
Удивительнее всего, что эту дорогостоящую ($110 млн.), но бедноватую по части зрелищности постановку осуществил – после отказа ряда других режиссёров – австралиец Филипп Нойс, зарекомендовавший себя серией умных картин о шпионаже. Да и сценарист Курт Уиммер почему-то не пожелал учесть свой прежний опыт в данной тематике, ориентируясь, скорее, на малоудачный «Ультрафиолет» /2004/ и словно не подозревая, как нелепо будет смотреться перенесение фантастических перипетий (и непобедимой героини) в условно реалистичную обстановку. Зато демонстративно «открытый» финал, надо полагать, обещает продолжение – к радости самых наивных и терпеливых зрителей.
.
__________
1 – Вроде «Вторжения в США» /1985/ с доблестным Чаком Норрисом или грандиозного мини-сериала «Америка» /1987/.
2 – В исполнении ведущего польского актёра Даниэля Ольбрыхского, который ранее, кажется, не разделял русофобию, всё-таки распространённую среди его соотечественников.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с незначительными дополнениями)
Добавить комментарий