Состояние исступления / State of Grace (1990)

Лавров Сергей. Второе пришествие Гэри Олдмана // Видео-Асс Экспресс. – 1994, № 25. – С. 6-11.

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ГЭРИ ОЛДМАНА

Тридцатипятилетний Гэри Олдман почти неизвестен, к сожалению, отечественным любителям кино. А между тем этот незаурядный актер, прочно нашедший свое место в искусстве, весьма популярен по обе стороны Атлантики. Вдохновленный творчеством Малкольма Мак Дауэлла, Гэри успел создать в английском кино не менее запоминающиеся образы и, наряду с Даниэлем Дэй-Льюисом, был занесен масс-медиа в списки так называемого «Британского созвездия новых актёров». Его кинокарьера, начавшаяся просто про-вально, затем чудесным образом пошла вверх, через череду замечательных работ. Незаурядное артистическое дарование не сразу заявило о себе в полный голос, – но лучше поздно, чем никогда. К 1987 году Опдман созрел для Голливуда. Его второе, американское, пришествие в кино также было сначала малоудачным, пока, наконец, в паре с Шоном Пенном он не засверкал в психологической гангстерской драме «Состояние исступления» Фила Жуану.

Гэри Олдман родился 21 марта 1958 года в Нью-Кроссе – южном районе Лондона, пользующемся дурной славой. Он был третьим ребенком в бедной семье моряка и работницы фабрики, которые познакомились во время войны в эвакуации. Его отец, оператор машинного отделения на корабле, покинул семью, когда Гэри было семь пет, и умер от алкоголизма, когда Гэри уже снимался в фильме «Сид и Нэнси». Несмотря ни на что, будущий актер всегда любил отца и в память о нем в картине «Мы считаем, что весь мир твой» надел на униформу моряка особые знаки отличия. Олдман страдает, когда близкие и знакомые люди неожиданно уходят из жизни. Его мать много работала и ей было не до сына, который оказывался предоставлен самому себе. Наиболее счастливые мгновения он переживал, когда оставался один со своими игрушками. Часто он мечтал и играл с придуманными героями. Две старшие сестры вышли замуж за гангстеров, и в те времена Олдман-младший был по-настоящему одинок. Повзрослев, Гэри целые дни проводил на улицах Нью-Кросса, в результате чего угодил в плохую компанию. Если бы не мечты о карьере актера, то он наверняка оказался бы за решеткой.

Олдман снялся в трех малоизвестных английских фильмах, прежде чем состоялась его первая знаменитая работа в кино – роль знаменитого рокера из панк-группы «Секс пистолс» Сида Вишеса в фильме Алекса

6

Кокса «Сид и Нэнси». Гэри сначала категорически возражал против предложенного сценария, в котором был ужасен язык диалогов, хотя оригинальная идея развития любовной истории Сида и Нэнси Спаген ему сразу понравилась. Основой для сценария послужили показания Вишеса, которые тот дал незадолго до своей смерти. Согласно им, его подружка покончила жизнь самоубийством, ударив себя ножом в ванной комнате отеля «Челси». Но в фильме по настоянию режиссера герой Олдмана сам случайно ранит Нэнси, и та, истекая кровью, медленно умирает. Сид ничего не может сделать, потому что он и его подружка находились в состоянии наркотического опьянения. Гэри не играл, он жил, он был Вишесом, виновным в смерти Нэнси, чью роль исполняла Лэспи Мэнвилл, его будущая жена. И хотя эту картину тепло приняли, а многие восторженно о ней отзывались, Олдману, за исключением двух сцен, она не понравилась. Он после выхода фильма отгородился от прессы, считая ее «мешком с дерьмом», ни с кем не общался, лишь по вечерам смотрел передачу «Такое долгое завтра» со своим любимым МакДауэлпом и недоумевал: «Почему ему удается делать то, что он хочет и что ему нравится, а мне нет?»

В следующей ленте «Навострите ваши уши» он играл драматурга-гомосексуалиста Джо Ортона. И снова не был удовлетворен своей работой, отмечая лишь сцену в мужском общественном туалете. «Только в ней я выглядел как настоящий «голубой».

В третьей картине Гэри принял решение играть американского адвоката из Сент-Луиса, так как считал: типичного англичанина ведь изображают американские актеры, значит, вполне возможно и обратное. Психологическому триллеру «Преступный закон» (в видеопрокате – «Уголовное право») сопутствовал внезапный успех, и все снова отмечали прекрасную игру Олдмана. Может быть, из-за неожиданного финала?

Следующая лента «Трек 29», снятая в Северной Каролине, открыла актеру дорогу в Голливуд. Гэри считает, что он никогда не попал бы туда, если бы не добивался всего сам: он не колебался, не шел на компромиссы и никому не потакал.

Фильм «Мы считаем, что весь мир твой» очень близок и дорог Олдману, который играл в нем моряка. Он уже стал давать интервью американской прессе и даже пять минут выступал по ТВ в передаче «Доброе утро, Америка». Он не позволил себя гримировать и не пользовался предложенным ему текстом. Гэри считает, что ТВ не раскрыло его как актера, а телекамера сделала из него идиота, а вообще, ему, мол, все равно, что думают о нем люди.

Еще в 1989 году Олдман с женой и сыном Алфи жили в Лондоне рядом с мостом

8

Xаммерсмит. Тогда Гэри был заядлым домоседом и любил повозиться со своим малышом. Однако идиллия длилась недолго. Когда в Нью-Йорке Гэри показывал ленту «Преступный закон», он познакомился с режиссером Филом Жуану. Тот представил актеру Уму Турман, с которой Олдман провел весь вечер. Они подолгу стояли в.месте, спускались в бар, много разговаривали. Это была их первая встреча – старт романтического увлечения, которое привело Гэри к окончательному разрыву с Лесли Мэнвил. В 1990 году он официально развелся и впоследствии женился на Турман.

В фильме «Чатахучи» его партнёром был легендарный Деннис Хоппер, который во время съемок позвонил Олд-ману с просьбой не считать его сумасшедшим и с пожеланием, чтобы их совместная работа успешно завершилась. Гэри дружит также с Дэвидом Боуи, полагая, что выпуск очередного альбома музыканта можно сравнить с игрой актера. «Дэвид формирует настроение пластинки, доводит до совершенства запись, а потом решает, как должен выглядеть конверт. Я могу работать в том же ключе, ведь свою работу я доверяю тем людям, которые отредактируют ее и пустят в продажу».

Переломной точкой в его голливудской кинокарьере можно считать роль «самого сумасшедшего среди сумасшедших» в гангстерской драме «Состояние исступления». По-настоящему мастерская игра Олдмана дала обильную пищу для разговоров, ибо его персонаж – вечно неугомонный, суетливый, довольно нервный и ненадежный парень, постоянно напивающийся в ирландских пабах Нью-Йорка, «неуклюжий убийца с детским лицом» – духовно наиболее близок Олдману. Роль была многословной, драматичной, и актер блестяще справился с ней. Тема самоубийства приобрела в этой картине особое значение: как бы романтически ни выглядели молодые гангстеры, «развесёлая» жизнь постоянно прово-

9

цировала их на этот роковой шаг, часто мысль о пуле припирала их к стенке. Иногда у них просто не было возможности продолжать жить.

С Гэри играли такие великолепные актеры как Эд Харрис, Джон Туртурро, Робин Райт и Шон Пени, которого Олдман считает «лучшим молодым актером нового поколения, с большим потенциалом». Когда Фил Жуану познакомил Олдмана с Шоном, Гэри просто шокировал всех, начав трясти руками вокруг головы Пенна и петь ему песню «Как девственница» (хит бывшей жены Шона Пенна Мадонны). Тот, естественно, возмутился, но потом остыл, и их отношения в дальнейшем стали дружескими.

Абсурдистская драма Тома Столпарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» не сделала больших кассовых сборов в отличие от предыдущей ленты, ибо представляла собой серьёзное некоммерческое кино. Олдман считает ее одним из важных этапов на тернистом пути завоевания Голливуда, ведь в то время он был лишен многих привилегий «фабрики грез».

Из ролей, сыгранных Опдманом в начале 90-х следует отметить Ли Харви Освальда, образ которого он воссоздал в фильме Оливера Стоуна «Дж. Эф. Кей». И, видимо, совершенно не случайно на роль Дракулы Френсис Форд Коппола, среди множества молодых восходящих звезд, выбрал именно Гэри. И хотя актер понимал, что он не всегда соответствует имиджу ведущего артиста Голливуда, в картине Копполы по отзыву режиссера,

10

он выглядел достойно, потому что «мог сыграть кого угодно: молодого человека, воина, старика, волка, летучую мышь и самого демона».

Последние работы Олдмана: роль полицейского, помогающего и друзьям и врагам в криминальной драме «Ромео истекает кровь»; необычайно колоритный персонаж в ленте Тони Скотта «Настоящий роман»; тюремщик-садист в фильме «Убийство на первое». Более того, актер готовится к своему режиссерскому дебюту «Властелины городских джунглей», где к тому же исполнит главную роль.

Воистину возможности Гэри Олдмана безграничны; он полон творческих сил и его охотно приглашают сниматься. Он полагает, что направление, выбранное им в «Состоянии исступления», наиболее верное в его творчестве. «Я всегда должен думать, что я хороший актер, потому что если буду думать обратное, то не смогу чего-либо добиться».

Трудно не согласиться…

Сергей ЛАВРОВ

11

Pages: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+