Социальная сеть / The Social Network (2010)

Социальная сеть / The Social Network (2010): постер

Полнометражный фильм (премии «Золотой глобус» и «Сезар», номинация на «Оскар»).

США.

Продолжительность 120 минут.

Режиссёр Дэвид Финчер (премия «Золотой глобус» и номинация на «Оскар»).

Автор сценария Аарон Соркин (премия «Оскар») по книге Бена Мезрича.

Композиторы Трент Резнор, Аттикус Росс (премии «Оскар» и «Золотой глобус»).

Оператор Джефф Кроненвет (номинация на «Оскар»).

Также премию «Оскар» получили Кирк Бакстер, Ангус Уолл (монтаж).

Также на премию «Оскар» номинировались Рен Клайс, Дэвид Паркер, Майкл Семаник, Марк Уэйнгартен (сведение звука).

Жанр: биографический фильм, драма

Краткое содержание
Марк Цукерберг (Джесси Айзенберг, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), добившийся колоссального успеха благодаря социальной сети Facebook, выступает ответчиком сразу по двум искам, претензии по которым юристы надеются урегулировать во внесудебном порядке. Близнецы Кэмерон (Арми Хаммер) и Тайлер (Арми Хаммер и Джош Пенс) Винклвоссы и их деловой партнёр Дивьа Нарендра (Макс Мингелла) утверждают, что именно им принадлежала идея, реализованная в веб-сайте thefacebook.com, позже переименованном в facebook.com. А Эдуардо Саверин (Эндрю Гарфилд, номинация на «Золотой глобус»), вложивший средства в проект на начальном этапе и исполнявший обязанности финансового директора, намерен получить компенсацию за то, что оказался цинично выдавлен из состава акционеров.

Также в ролях: Руни Мара (Эрик Олбрайт), Джастин Тимберлейк (Шон Паркер), Бренда Сонг (Кристи Ли), Рашида Джонс (Мэрилин Делпи), Джон Гетц (Сай), Дэвид Селби (Гэйдж), Дениз Грэйсон (Гретхен), Дуглас Урбански (Ларри Саммерс), Джозеф Маццелло (Дастин Московиц), Дастин Фитцсимонс (президент клуба «Феникс-С»), Уоллес Лэнгэм (Питер Тайел), Патрик Мэйпл (Крис Хьюз), Дакота Джонсон (Амелия Риттер), Аарон Соркин (руководитель рекламного отдела), Стив Сайрс (Билл Гейтс).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.02.2019

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Социальная сеть / The Social Network (2010): кадр из фильма
Новая элита

Среди отзывов на «Социальную сеть» сразу же начали преобладать восторженные (не просто положительные!) – и фильм Дэвида Финчера, прозорливо выпущенный на киноэкраны осенью 2010-го, быстро стал главным фаворитом «оскаровской» гонки, причём шансы дополнительно возросли, когда картина получила «Золотой глобус» в жанре «драма». Впрочем, члены Американской академии кинематографических искусств и наук проявили известный консерватизм мышления, в итоге отдав предпочтение тоже блистательному, но всё же более традиционному по форме и содержанию кинопроизведению («Король говорит!» /2010/). Да и в части коммерческих показателей продюсеры, пусть формально – с лихвой окупившие сделанные вложения (при бюджете $40 млн. общемировые кассовые сборы составили $224,9 млн.), были вправе рассчитывать на воистину небывалый ажиотаж. Как минимум, на любопытство каждого из активных пользователей социальной сети Facebook, число которых по состоянию на момент премьеры исчислялось сотнями миллионов человек и которые, если б каждый купил по билету на сеанс, обеспечили бы выручку порядка шести миллиардов долларов!

Социальная сеть / The Social Network (2010): кадр из фильма
Жить весело

Любопытно, что среди продюсеров значится известный актёр Кевин Спейси, исполнивший ключевую роль в экранизации другой документальной (non-fiction) книги Бена Мезрича – «Двадцать одно» /2008/, и оба фильма, созвучные в тематическом и драматургическом отношениях, воспринимаются на редкость точными портретами передовой в интеллектуальном плане части подрастающего поколения. Если учесть, что за литературными первоисточниками, в том числе за «Миллиардерами поневоле: как создавался Facebook, историей о сексе, деньгах, гениальности и предательстве»1, не признают особых художественных достоинств, напрашивается вывод о ценности собранного материала. Но в любом случае решающим фактором стала, надо полагать, удачно найденная кинематографистами форма, позволившая предельно эффектно выстроить повествование и вдумчиво, глубокомысленно, оригинально обобщить факты. Особого рода подсказкой видится финчеровская автоцитата, когда Марк регистрируется в социальной сети под ником «Тайлер Дёрден», тем самым – намекая, что намерен реализовать в действительности примерно то же, что идеолог бойцовского клуба и анархист-подпольщик с раздвоением личности осуществил на киноэкране.

Социальная сеть / The Social Network (2010): кадр из фильма
Разговор начистоту

Дело, разумеется, не в судьбе конкретного человека – Марка Цукерберга, чей куш, «случайно» сорванный благодаря созданию популярнейшей социальной сети, на поверку является закономерностью. Всё-таки не каждый сумеет, оттолкнувшись от банальной обиды, оценить открывшийся потенциал, грамотно присвоить и развить чужую идею, найти средства, заинтересовать широкие массы, ловко обойти интересы партнёров, проявляя при всём при том незаурядные умственные способности. Марк лишь поначалу, завидуя Саверину, втайне досадует из-за того, что не принят в элитное студенческое братство (читай – закрытый орден), хотя и не желает уподобляться представителям ранней буржуазии, скупавшим титулы и прочие атрибуты сходящей с авансцены аристократии. На смену этому придёт бескомпромиссное соперничество, конкуренция в её наивысшей разновидности – чуть ли не в форме биологической межвидовой борьбы, и принципы близнецов Уинкелвоссов, как потомственных гарвардских джентльменов, обнаруживают в ходе противоборства с Цукербергом полную несостоятельность. По-своему гениален долгий план, обнажающий тщетность нечеловеческих усилий, прикладываемых Кэмероном и Тайлером в состязаниях по гребле, поскольку им суждено поражение в самой Жизни. При всех недостатках и моральных изъянах Марк побеждает Систему, веками складывавшуюся (выстраивавшуюся закулисными манипуляторами?), презрев компромиссы, переступив через личные привязанности, но и, с другой стороны, поборов соблазны, расставленные Шоном Паркером. Разумеется, лес рубят – щепки летят, и, как предупреждает рекламный слоган, «не завоюешь 500 миллионов друзей, не нажив нескольких врагов». Само собой, пребывание на вершине пирамиды почти неизбежно порождает состояние тотального, онтологического одиночества. Но Марк, согласно прозрению Финчера и сценариста Аарона Соркина, потому и познал триумф, что оказался в авангарде борьбы за передел мира в период глобального изменения логики поведения значительной части людей, когда привычные связи внутри общества принимают форму всеохватных и неосязаемых социальных сетей.

.

__________
1 – Вышла из печати стараниями издательства Doubleday 14-го июля 2009-го, а годом позже – издана в России с подзаголовком «Альтернативная история создания Facebook».

Прим.: рецензия впервые опубликована на World Art (публикуется с дополнениями)



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+