Совершенно серьёзно / Sovershenno seryozno (1961)

Совершенно серьёзно / Sovershenno seryozno (1961): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Совершенно серьёзно» / «Absolutely Seriously» (международное англоязычное название).

СССР.

Продолжительность 83 минуты.

Режиссёры Эльдар Рязанов (1-й сегмент), Наум Трахтенберг (2-й сегмент), Эдуард Змойро (3-й сегмент), Владимир Семаков (4-й сегмент), Леонид Гайдай (5-й сегмент).

Авторы сценария Эльдар Рязанов по фельетону Ильи Ильфа и Евгения Петрова (1-й сегмент), Эмиль Брагинский, Вильям Козлов (2-й сегмент), Борис Ласкин (3-й сегмент), Владимир Духовичный, Морис Слободской (4-й сегмент), Леонид Гайдай по фельетону Степана Олейника (5-й сегмент).

Композиторы Анатолий Лепин (1-й сегмент), Богдан Троцюк (2-й сегмент), Евгений Крылатов (3-й сегмент), Аркадий Островский (4-й сегмент), Анатолий Лепин, Никита Богословский (5-й сегмент).

Операторы Леонид Крайненков (1-й сегмент), Савва Кулиш (2-й сегмент), Владимир Боганов (3-й сегмент), Анатолий Ниточкин (4-й сегмент), Константин Бровин (5-й сегмент).

Жанр: комедия, мюзикл

Краткое содержание
Популярный артист Сергей Филиппов проводит экскурсию по киностудии, где компетентная творческая комиссия принимает пять комедийных короткометражек.
«Как создавался Робинзон». Редактор иллюстративного журнала «Приключенческое дело» (Анатолий Папанов) убеждает постоянного автора Молдаванцева (Сергей Филиппов) написать современную вариацию на тему классического романа Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо, но затем… вмешивается в творческий процесс слишком активно.
«История с пирожками». Не дотерпев, пока расплатится в кассе, покупатель (Ростислав Плятт) магазина самообслуживания съедает два пирожка и… не без труда убеждает работников торговли взять с него причитающиеся деньги.
«Иностранцы». Молодой фарцовщик и валютный спекулянт Жора Волобуев (Валентин Кулик) знакомится в гостинице с американцем (Александр Белявский), не подозревая, что на самом деле это советский журналист, решивший, воспользовавшись недоразумением, написать репортаж об «интересном» явлении в нашей жизни.
«Приятного аппетита». Клиент (Серафим Аникеев) заведения общественного питания крайне недоволен качеством обслуживания — но отношение официанток радикально меняется, когда они узнают в пожилом мужчине коллегу.
«Пёс Барбос и необычный кросс». Трус (Георгий Вицин), Балбес (Юрий Никулин) и Бывалый (Евгений Моргунов) замыслили недоброе дело — глушить рыбу с помощью динамита. Однако появление сотрудников Рыбнадзора путает браконьерам все карты, и палку с привязанной и уже зажжённой шашкой, брошенную в воду, им приносит верный пёс по кличке Барбос. Троица решает от греха подальше сбежать.

Также в ролях: Георгий Георгиу (директор магазина), Рина Зелёная (покупательница в очереди), все – 2-й сегмент; Илья Рутберг (Эдик Косой, стоматолог), Мария Миронова (мама Жоры), Мария Крайчуновская (бабушка Жоры), Татьяна Бестаева (стиляга «Мэри»), все – 3-й сегмент.

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.04.2014

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Совершенно серьёзно / Sovershenno seryozno (1961): кадр из фильма
Знакомьтесь: Трус

Начинающие советские комедиографы объединили усилия, чтобы «совершенно серьёзно» рассмешить огромную киноаудиторию СССР – примерно таким же способом, как это делали французы, итальянцы, англичане и американцы, хотя период рассвета юмористических киноальманахов тогда, пожалуй, ещё не наступил. В итоге фильм неплохо прошёл в кинопрокате1, пусть и не сумев обойти «полноценные» комедии «Полосатый рейс» и «Осторожно, бабушка!».

Эльдар Рязанов лично адаптировал фельетон Ильи Ильфа и Евгения Петрова, поведав, «как создавался Робинзон» – только не «их», западный, а наш и современный. Получивший заказ писатель не подозревает, что от исходного замысла в итоге останутся рожки до ножки, стоит уступить требованиям актуальности (читай – косно понятой идеологической целесообразности) произведения искусства, призванного-де воспитывать, а не развлекать. Действие во многом держится на превосходной игре актёрского тандема, причём если Анатолий Папанов исполняет в общем привычную гротескную роль зловещего бюрократа от литературы, умеющего «верно направить», то неподражаемый Сергей Филиппов не только воплощает образ «сознательного» беллетриста-халтурщика, быстро сдающего позиции, но и предстаёт самим собой. Исполнителем, знакомящим нас с «кухней» кинопроизводства и помимо прочего – наслаждающимся плодом собственного творчества. Особенно забавен рассказ о скитаниях советского (не турецкого же!) Робинзона, стилизованный под немую комическую и как бы не удовлетворивший режиссёра – отброшенный при монтаже.

Совершенно серьёзно / Sovershenno seryozno (1961): кадр из фильма
Кто не знает Бывалого?

«История с пирожками» Наума Трахтенберга по сценарию Эмиля Брагинского (кстати, будущего соавтора именно Рязанова) и Вильяма Козлова является уже подлинным бенефисом Ростислава Плятта, с редкостным обаянием изображающего пожилого филолога – посетителя продуктового магазина, внедряющего систему самообслуживания. Если б не личность выдающегося актёра, этот краткий и не слишком смешной анекдот (с претензией на сатиру) едва ли запомнился.

А вот дебютант Эдуард Змойро, причём вновь в соавторстве со сценаристом, сотрудничавшим (в основном, правда, в начале карьеры) с Эльдаром Александровичем, – Борисом Ласкиным, не побоялся создать полновесное сатирическое произведение. Киноновелла «Иностранцы» едко высмеивает типаж юных трутней-мещан, живущих припеваючи не только потому, что «фазер» помогает да и «мазер» не обижает, но и за счёт мелких спекуляций – скупки у заезжих гостей из капстран модного ширпотреба и сбыта «предметов русской старины». Александр Белявский с присущей ему элегантностью играет роль корреспондента, волей случая познакомившегося, представившись сыном заокеанского миллионера, с одним из таких стиляг – оболтусом Жорой. Уморителен эпизод в доме юного бездельника, когда мнимый американец обучает хозяина, а также его «дармоеда, то есть товарища» (дипломированного зубного врача, отказавшегося видеть что-то в полости рта в Барнауле) и подругу, млеющую от западной массовой культуры, новому ультрамодному танцу рок-н-брик – издевательскому варианту рок-н-ролла. Остроумны диалоги, служащие саморазоблачению нахлебников, но развязка, к сожалению, кажется прямолинейно-обличительной.

Совершенно серьёзно / Sovershenno seryozno (1961): кадр из фильма
Разрешите представить: Балбес

Сегмент «Приятного аппетита» Владимира Семакова по сценарию Владимира Дыховичного и Мориса Слободского, проводящий нехитрую мысль о том, что официантам надлежит быть вежливыми с посетителями кафе и ресторанов, совершенно бесцветен и способен пробудить любопытство разве что тем обстоятельством, что послужил предтечей (косвенной, вероятно) другого фильма… всё того же Рязанова – «Дайте жалобную книгу» /1964/.

Наконец, подлинным шедевром оказалась короткометражка «Пёс Барбос и необычный кросс», которая быстро обрела самостоятельную жизнь (демонстрировалась вне сборника). Леонид Гайдай, положив в основу злободневный фельетон Степана Олейника, добился превосходного эффекта, поместив в хорошо знакомую среду взятые в целости и сохранности гэги «слэпстика» – преимущественно голливудского, хотя у отечественного кинематографа 1920-х наличествовали собственные (пусть менее известные) достижения в жанре. Впервые сведённые вместе Юрий Никулин, Георгий Вицин и Евгений Моргунов, для многих впоследствии немыслимые без своих комических масок – соответственно простоватого Балбеса, конфузливого Труса и грузного Бывалого, уморительны в качестве троицы рыболовов-браконьеров, столкнувшихся с неожиданным препятствием в лице… верного пса Барбоса, заставившего нарушителей закона пуститься наутёк. «Комедия пинков и затрещин», лишённая реплик, сплошь построенная на недоразумениях и казусах, то есть – на априори интернациональной эксцентрике, вдруг шикарно зазвучала по-русски, точнее, по-советски. И при этом – получила признание за границей. Не удивительно, что Гайдай по горячим следам поставил не менее удачное продолжение, «Самогонщики» /1961/, не забыл персонажей в дальнейшем, а вскоре – превратился (хочется сказать, с неотвратимостью) в одного из лучших комедиографов мира.

.

__________
1 – Посещаемость составила 23,6 миллионов человек.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Васильев Андрей. … от балбеса слышу // Экран – детям. – 1989, № 04. – С. 12-13.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+