Сплит / Split (2016)

Сплит / Split (2016): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Расщепление» / «Раскалывание» (варианты перевода названия), «3-й неозаглавленный проект М. Найта Шьямалана» / «Untitled M. Night Shyamalan Project 3» (рабочее название).

США, Япония.

Продолжительность 117 минут.

Режиссёр М. Найт Шьямалан.

Автор сценария М. Найт Шьямалан.

Композитор Уэст Дилан Тордсон.

Оператор Майк Гиулакис.

Жанр: фильм ужасов, триллер

Краткое содержание
Деннис (Джеймс МакЭвой), являющийся одной из двадцати трёх личностей Кевина Уэнделла Крамба, похищает трёх старшеклассниц: Клер (Хейли Лу Ричардсон), Маршу (Джессика Сула) и Кейси (Аня Тейлор-Джой). Девушки теряются в догадках, что именно нужно от них человеку, страдающему редким психическим расстройством. Хедвиг, ещё одна личность Кевина, по секрету сообщает, что скоро прибудет таинственный Зверь…

Также в ролях: Джеймс МакЭвой (также Патриция / Барри / Оруэлл / Джейд), Бетти Бакли (доктор Карен Флетчер), Иззи Коффи (пятилетняя Кейси), Брэд Уильям Хэнке (дядя Джон), Себастьян Аркелус (отец Кейси), Нил Хафф (мистер Бенуа), Юки Вашингтон (ведущий новостей), Роберт Майкл Келли (Джо), М. Найт Шьямалан (Джэй / любитель Hooters), в эпизоде Брюс Уиллис (Дэвид Данн, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.07.2018

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Сплит / Split (2016): кадр из фильма
Кто на этот раз?

Кинематограф, причём именно американский, ещё полувеком ранее (благодаря выходу драмы «Три лица Евы» /1957/, основанной на одноимённой научно-популярной книге) внёс заметную лепту в привлечение внимания общественности к сравнительно редкому явлению в психиатрии, в настоящее время – согласно руководству DSM-5 – известному под наименованием диссоциативное расстройство идентичности. Много позже феномен виртуозно обыграл Брайан Де Пальма, увеличивший (по сравнению с раздвоением сознания Нормана Бейтса у Альфреда Хичкока) количество как бы самостоятельных индивидуальностей, уживающихся в одном теле, до шести. Джонни То и Вон Кафай пошли дальше – до семи, попутно наделив своего «безумного следователя» даром (отчётливо видеть каждое из воплощений). Так чем, собственно, хотел удивить нас М. Найт Шьямалан? Число двадцать три (или даже двадцать четыре) в данном контексте, конечно, будоражит воображение – но режиссёру-сценаристу хватило чутья осознать: если подходить к реализации замысла буквально, это будет перебором. Фактически Джеймс МакЭвой изобразил «всего» восемь ипостасей Кевина, из которых наиболее эффектным получился зловещий, обладающий колоссальной силой, излучающий то, что называют «животным магнетизмом», Зверь…

Сплит / Split (2016): кадр из фильма
С расщеплённым сознанием

Впрочем, как раз выбор исполнителя главной роли не кажется стопроцентно удачным. Шотландский актёр не обладает той абсолютной, завораживающей убедительностью, с какой безумцев изображали Энтони Перкинс, Джон Литгоу или, скажем, Джек Николсон. Особенно сомнительным выглядит способ, которым он имитирует поведение пугливого, но любопытного мальчика Хедвига, пытающегося завести дружбу с «гостьями». Однако для Шьямалана участие МакЭвоя, памятного по роли профессора Икс в молодости, представлялось важным в другой связи. Ключевым (раскрывающим, если угодно, философский аспект авторского послания) моментом представляется фрагмент научной дискуссии, когда доктор Флетчер1 озвучивает коллегам смелую гипотезу, что такие люди, как её пациент могут стать чуть ли не новым звеном эволюции. Способны полностью менять поведение, образ мыслей, вплоть до химического состава клеток… Появление под занавес Брюса Уиллиса в образе «неуязвимого» Дэвида Данна подтверждает догадку, что М. Найт продолжил поиск (не в воображении, а в самой жизни) тех, кто лучше всего соответствует представлениям о супергероях или – в данном случае – суперзлодеях.

Сплит / Split (2016): кадр из фильма
Должна успеть убежать

«Сплит» (напрасно у нас не перевели название – например, как «Расщепление») выгодно отличается от многих образчиков жанра и приятно удивит зрителей, опасавшихся, как бы создатели не ударились в эстетику т.н. «сплэттера». Режиссёр-сценарист ограничивается минимумом натуралистичных подробностей, даже когда возникший из тьмы Зверь принимается утолять голод. Зато беспокойство за судьбу похищенных, особенно Кейси, неизменно растёт, достигая кульминации, когда последняя уцелевшая девушка закрывается в клетке, с ужасом наблюдая, как преследователь голыми руками гнёт прутья… Парадокс ситуации заключается в том, что уцелеть ей помогли моральные и физические страдания, испытанные в детстве, которые, хотя и нанесли душевную травму, позволили накопить ценный житейский опыт – и не только! Добившись крупного и, вероятно, не слишком ожидаемого коммерческого успеха (при бюджете в $9 млн. общемировые кассовые сборы составили $276,9 млн.), М. Найт Шьямалан уже заинтриговал почитателей своего таланта, обещав в новом фильме встречу Данна и того, кто когда-то был Кевином Уэнделлом Крамбом.

.

__________
1 – Между прочим, Бетти Бакли дебютировала ролью мисс Коллинс в «Кэрри» /1976/ – другом блестящем депальмовском триллере.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+