Спрут / La piovra (1984) (мини-сериал)

Спрут / La piovra (1984) (мини-сериал): постерМини-сериал.

Другие названия: «Мафия» / «La mafia» (Франция), «Спрут» / «The Octopus» (Великобритания), «Все против мафии» / «Allein gegen die Mafia» (ФРГ)

Италия, Франция, Великобритания, ФРГ.

Продолжительность 402 минуты.

Режиссёр Дамиано Дамиани (6 серий).

Авторы сценария Никола Бадалуччо, Лючио Баттистрада, Массимо Де Рита (все – 6 серий), Эннио Де Кончини (5 серий).

Композитор Риц Ортолани (6 серий).

Оператор Себастьяно Челесте (6 серий).

Жанр: криминальный фильм, драма, мелодрама

Краткое содержание
В небольшом сицилийском городе происходит убийство Аугусто Маринео, шефа местной криминальной полиции. Комиссар Коррадо Каттани (Микеле Плачидо), посоветовавшись со своим наставником и покровителем, профессором Себастьяном Каннито (Жак Дакмен), принимает предложение занять освободившееся место и, переехав вместе с женой Эльзой (Николь Жаме) и двенадцатилетней дочерью Паолой (Каридди Нардулли), берётся за расследование. Главным подозреваемым становится наркоторговец Санте Чиринна (Анджело Инфанти), однако комиссар разрабатывает хитроумный план, надеясь собрать доказательства и против его влиятельных партнёров по нелегальному бизнесу, являющихся членами мафии.

Также в ролях: Барбара Де Росси (графиня Раффаэлла «Титти» Печчи Шалоя, 6 серий), Патриция Миллардет (Сильвия Конти, 6 серий), Ремо Джироне (Тано Каридди, 6 серий), Пино Колицци (Нанни Сантамария, 6 серий), Ренато Мори (заместитель комиссара Джузеппе Альтеро, 6 серий), Эурилла дель Боно (Анна Карузо, 6 серий), Флоринда Болкан (Ольга Камастра, 6 серий), Франсуа Перье (адвокат Терразини, 6 серий), Массимо Бонетти (помощник комиссара Лео Де Мария, 4 серии).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.10.2013

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Спрут / La piovra (1984) (мини-сериал): кадр из мини-сериала
Смотрит в глаза опасности

Почти все постановки Дамиано Дамиани, относимые к «новому», или «политическому», итальянскому кинематографу, демонстрировались в советском прокате и получили широкое освещение в прессе, а «Признание комиссара полиции прокурору республики» /1971/ даже было отмечено Золотым призом на Московском международном кинофестивале. Однако ни одной из них1 не удалось вызвать резонанса, соизмеримого с тем, что сопутствовал демонстрации этого мини-сериала, который, впрочем, и в других странах (от самой Италии, где аудитория оценивалась не меньше, чем в 10 млн. человек, до социалистических Болгарии и Албании) снискал горячую любовь публики. В итоге проект растянулся на пятнадцать лет! Причём в данном случае опасения того, что уход на ТВ стал для режиссёра вынужденной мерой (допустим, следствием неудачной попытки вписаться в голливудскую киноиндустрию), совершенно не подтвердились. Возможно, авторам и пришлось привнести в действие (в надежде заинтересовать прежде всего женщин) изрядную долю мелодраматизма, сделав любовную интригу неотъемлемой частью интриги детективной, однако это не вошло в противоречие со сверхзадачей – детально, обстоятельно, в соответствии с канонами романной формы поведать о феномене мафии.

Спрут / La piovra (1984) (мини-сериал): кадр из мини-сериала
Красива, умна, влиятельна

Подобной всеохватности и доскональности в раскрытии функционирования многосложного и разветвлённого механизма организованной преступности (на уровне социологического исследования или отчёта полиции для служебного пользования!) не удавалось добиться и Фрэнсису Форду Копполе с Серджо Леоне в их общепризнанных шедеврах! Комиссар и его помощник не преувеличивают, выдвинув предположение, что добытые сведения (в первую очередь информация о проводившихся банковских операциях, позволившая понять серую финансовую схему) являются зацепкой, которая поможет выйти на персон, находящихся на вершине невидимой пирамиды. Конечно, у блюстителей закона пока не получилось восстановить всю картину – охватить общегосударственный уровень, где политика (к слову, в полном соответствии с ленинской характеристикой) раскрывается во всей красе как концентрированное выражение экономики. Даже такой трезвомыслящий, настойчивый, проницательный профессионал, как доктор Каттани на поверку оказывается не лишён иллюзий, например, в отношении собственного благодетеля, воспринимавшегося носителем безукоризненных принципов… Но и то, что установить удалось, позволяет составить верное представление о налаженной за несколько столетий системе стабильного извлечения сверхдоходов. Деньги от продажи наркотиков, рэкета и иных видов подпольного бизнеса без особых трудностей отмываются, а затем, легализовавшись силами законопослушных компаний (строительных, рыболовецких и т.д.), благополучно оседают в карманах нужных людей, уважаемых граждан. Метафора «спрут» уходит корнями в те времена, когда эти головоногие моллюски внушали безотчётный трепет, будучи способными, по представлениям суеверных моряков, обхватить щупальцами и запросто утащить на дно человека, а то и целый корабль. Нечто подобное, по мысли создателей, медленно, но верно проделывает с Италией мафия, у которой масса средств воздействия на противников: от организации забастовок, резко ухудшающих социальную обстановку в мирном провинциальном городке, и манипуляции сознанием населения посредством купленных СМИ до банального убийства и похищения маленькой дочери комиссара с последующим изощрённым шантажом. Однако зрителю позволяют догадаться и о большем: есть совсем недосягаемый (международный) пласт – сфера нелегальной торговли оружием, не признающая границ.

Спрут / La piovra (1984) (мини-сериал): кадр из мини-сериала
Разговор с дочерью

Впрочем, если искать объяснение незаурядному успеху «Спрута», невозможно обойти молчанием личность Коррадо, остающуюся в центре повествования – притом, что исполнительский ансамбль вообще подобран безупречно. Вполне допускаю, что с ролью прекрасно справился бы и Франко Неро, не раз сотрудничавший как с самим Дамиани, так и с рядом его коллег-единомышленников, но сегодня уже трудно представить в этом славном образе кого-то помимо Микеле Плачидо. Актёр намеренно не прививает персонажу черты прирождённого героя – рыцаря без страха и упрёка, готового очертя голову сразиться с наводящими ужас драконами. У Каттани, наоборот, с избытком проблем личного плана (прежде всего – медленно распадающийся брак) и хватает человеческих, слишком человеческих слабостей, способных бросить тень на него как на честного сотрудника правоохранительных органов. Достаточно упомянуть роман с Раффаэллой, грозящий осложнить и без того непростое расследование… Но мы тем сильнее сопереживаем персонажу, прилагающему неимоверные усилия для восстановления попранной справедливости, как бы доброжелатели ни убеждали приезжего комиссара, что на Сицилии дела ведутся подобным образом испокон веков – и что лучше не пытаться изменить сложившееся положение вещей.

.

__________
1 – И даже неплохому «спагетти-вестерну» «Пуля для генерала» /1966/.

Прим.:  рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Богемский Георгий. «Спрут» умер… Да здравствует «Спрут»! // Экран. – 1993, № 9. – С. 28-29.
Богемский Г. Микеле Плачидо в Москве // Советский экран. – 1987, № 2. – С. 20-21.
Зиман Л. Синерама. Италия // Искусство кино. – 1984, № 10. – С. 152-153.
Асламова Дарья. Фантастика? Нет, детектив // Собеседник. – 1989, № 19, май. – С. 14.
Звегинцева Ирина. История, начавшаяся преступлением // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 132.
Полетаева Наталья. К слову «адвокат» нет прилагательных // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 142-144.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3 4 5 6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+