Спрут / La piovra (1984) (мини-сериал)

Богемский Г. Микеле Плачидо в Москве // Советский экран. – 1987, № 2. – С. 20-21.

гости наших экранов

Г. БОГЕМСКИЙ

Микеле Плачидо в Москве

Два дня подряд мне посчастливилось встречаться в Москве с героем нашумевшего итальянского телесериала «Спрут» – комиссаром Коррадо Каттани? который наконец «вышел из образа» (съемки телесериала «Спрут-3» уже заканчиваются) и вновь стал добрым, мягким, интеллигентным, даже чуть флегматичным Микеле Плачидо – новой «звездой» итальянского кино и телевидения.

Первая встреча, на которой «присутствовали» миллионы советских телезрителей, произошла во Дворце спорта в Лужниках, где Плачидо участвовал в телемосте «Рим и Москва с песней о мире» – совместном концерте итальянских и советских артистов, сбор от которого решено передать в Советский фонд мира. Плачидо говорил о самом дорогом, что подарила ему роль Каттани, – о неожиданном для него успехе в Советском Союзе, о давней любви к нашему народу, нашей культуре. Чтобы поддерживать творческий накал во время долгой работы над образом Каттани, я читал романы Достоевского, сказал актер. Достоевский был моим другом во время всего периода съемок: ведь в его героях, так же как и в душе Каттани, идет борьба добра и зла: они живут и действуют во имя любви к людям. Своей глубиной, серьезностью выступление Плачидо, казалось, звучало некоторым диссонансом веселой атмосфере эстрадного концерта, но по мысли оно точно соответствовало его гуманной цели. Впрочем, минуту спустя Плачидо и его жена – известная актриса Джулиана Де Сио (мы видели ее недавно в фильме «Сто дней в Палермо») пустились в озорной русский перепляс. Вторая встреча состоялась на следующий день в Союзе кинематографистов СССР.

Творческий взлет Плачидо – конец 70-х–начало 80-х годов, и несмотря на то, что снимается он уже десяток лет, чередуя работу в кино с театром, его имени еще не найти в киносправочниках. Поэтому первым делом – анкетные данные»: родился в 1946 году в селении на Юге Италии, в области Апулия, учился в школе при местном монастыре, военную службу проходил в рядах полиции (впоследствии этот опыт пригодился при создании образов как полицейских, так и людей мафии). Затем – три года учебы в Академии драматического искусства в Риме, и с тех пор непрерывная работа на театральной сцене, в кино, а затем и на телевидении.

Впервые советские кинозрители увидели Плачидо в комедии режиссера Марио Моничелли «Народный роман» (1974). Помните молоденького полицейского Джованни, честного, простодушного парня этакого наивного обольстителя, полюбившего юную Винченцину (Орнелла Мути)? Сходную роль сыграл он и в комедии Луиджи Коменчини «Боже, как низко я пала!». Роли привлекательных парней «из народа» Плачидо исполнял и в других лентах – этот образ грозил стать штампом. Переломным годом в его творческой биографии стал год 1979, когда он получил приз на фестивале в Западном Берлине за исполнение заглавной роли южноитальянского крестьянина в психологической драме «Эрнесто» (реж. Сальваторе Сампери), а затем получил приглашение режиссера Карло Лидзани.

В знакомом нашим зрителям фильме «Фонтамара», экранизации социального романа писателя Иньяцио Силоне из жизни итальянской деревни во времена фашизма. Плачидо сыграл Берардо Крестьянский самородок, человек огромной физической и нравственной силы, возглавляет борьбу односельчан против притеснений и нищеты.

Тогда же Микеле снялся в главной роли в мрачноватой психологической драме «Луг», поставленной братьями Тавиани. Его Энцо – молодой агроном, разочарованный и испуганный реальной действительностью. Однако его поддерживает живущая в нем любовь к земле. Не менее психологически сложна была и роль в фильме Марко Беллоккио «Прыжок в пустоту» (1980), где он играл с прославленными французскими актерами Мишелем Пикколи и Анук Эме. В очень красивом постановочном фильме «Крылья голубки», экранизации романа Генри Джеймса (реж. Бенуа Жако, 1982), действие которого происходит в Венеции, Плачидо тоже играл с иностранными знаменитостями. Но, на наш взгляд, куда интереснее была актерская работа в фильме Лючано Одоризио «Шопен»: он вылепил сложный характер современного интеллектуала-музыканта. Главную женскую роль играла Джулиана Де Сио.

Диапазон творчества Плачидо, как мы видим, весьма широк – в те же годы он снимался и во многих чисто развлекательных лентах вроде «Забавных историй» (1979), показанных у нас на одном из фестивалей.

Решающее значение, говорил Плачидо в Москве, имела для него встреча с режиссером Дамиано Дамиани, ставшим его «крестным отцом», хотя многому научился он в кино и у Лидзани, и у братьев Тавиани, и у Беллоккио. Но именно благодаря Дамиани Плачидо продолжил начатую в «Фонтамаре» линию, ставшую главным стержнем всего его творчества – линию политического кинематографа.

– Дамиани, – говорит Плачидо, – по характеру своему человек агрессивный, энергичный, ему я обязан тем, что он

20

научил меня, когда это надо для роли, отбрасывать мою мягкотелость, добродушие, рефлексию и становиться решительным, жестким, даже злым. Чтобы «разбудить» меня, «разозлить», сделать настоящим профессионалом умеющим глубоко чувствовать и передавать любые душевные состояния, этому режиссеру по-отечески любящему своих актеров, приходилось меня чуть ли не колотить… И вот в фильме Дамиани «Человек на коленях» (1979) я воплотил отвратительный персонаж Платамоне.

Действительно, Платамоне – образ страшный и жалкий одновременно. Куда девалось обаяние Плачидо! Это наемный убийца, типично сицилийский «киллер», с неотвратимостью судьбы повсюду следующий за своей жертвой. Совсем в ином духе – другой столь же жуткий портрет из галереи отрицательных героев, созданных Плачидо у Дамиани. Марио в фильме «Связной из пиццерии» (1985), также знакомом советским зрителям (он был показан на XIV ММКФ), – убийца, прибывший в Италию из Нью-Йорка, гангстер американской выучки, безжалостный и циничный, не останавливающийся перед тем, чтобы впутать в свои кровавые преступления родного брата.

Микеле Плачидо, фамилия которого, пожалуй, соответствует его природному темпераменту («плачидо» – по-итальянски тихий, спокойный»), сумел создать в фильмах Дамиани динамичные образы людей действия. Но каждый из них наделен сложной психологией и характером не похож на привычные, расхожие персонажи. Подобно другому актеру политического кино Италии – Джану Мария Волонте, преемником которого, нам кажется, можно назвать Плачидо, он с одинаковой убедительностью воплощает героев и негативных – наемников мафии и тех, кто призван бороться с ними и с их покровителями. Но прежде чем говорить о комиссаре Каттани из «Спрута», хотя бы коротко остановимся на роли, сыгранной Плачидо в промежутке между съемками у Дамиани.

В фильме другого крупнейшего представителя прогрессивного кино Италии Франческо Рози «Три брата» (1981), созданном по мотивам рассказа А. Платонова «Третий сын» Плачидо сыграл младшего – Николу. Это молодой туринский рабочий, мятущийся и в личной жизни и в политической борьбе, слишком нетерпеливый экспансивный и поэтому рискующий скатиться к экстремизму, к отрицанию организованной борьбы. Никола внутренне очень несчастен, одинок. Образ этот – большая актерская удача Плачидо.

И вот потрясающий успех в роли полицейского комиссара Коррадо Каттани в двух шестисерийных телесериалах «Спрут» – первом, поставленном Дамиани в уже нам знакомом, и во втором, поставленном Флорестано Ванчими, который мы увидим в этом году. Неподкупный, мужественный, человечный комиссар Каттани снискал заслуженную любовь телезрителей не только в Италии, где «Спрут» смотрел каждый второй, итальянец, но и далеко за ее пределами. Успех «Спрута» и у нас был большим и приятным сюрпризом для Плачидо. Для Италии это остроразоблачительное политическое и вместе с тем столь увлекательное произведение имело немалое значение Плачидо подчеркивает, что «Спрут» открыл новые перспективы для итальянского политического фильма, опыт и достижения которого ныне использует телевидение.

Во второй части «Спрута» мы увидим, как Коррадо Каттани удалось внедриться о «верхние этажи» мафии уже в Риме, прикинувшись побежденным, он поведет борьбу за очищение своей страны от этой скверны. Каттани принес в жертву свою дочь и жену, – говорит Плачидо, – надо уметь жертвовать многим, чтобы добиться высоких целей. Я думаю, это относится не только к моему персонажу полицейского, дело идет об извечной борьбе между добром и злом, которая всегда была содержанием искусства.

Сейчас подошли к концу съемки третьей части «Спрута», которую ставит режиссер Луиджи Перелли. Автор сценария прежний – кинодраматург Эннио Де Кончини. А в главной женской роли мы увидим Джулиану Де Сио. Действие будет происходить уже в Милане – щупальца спрута опутали не только Юг, не только столицу, но и финансово-промышленный Север.

– Когда актер приближается к сорока годам, – говорит Микеле, – он должен решить: или он останется исполнителем, характерных ролей, или должен браться за главные, нельзя же всю жизнь оставаться «молодым актером» «Спрут» придал мне уверенности в себе, показал что я могу справиться и с такой сложной историей.

– А каковы планы на будущее?

– Мне угрожает «Спрут-4», – уже есть проект продолжить – сериал сериалов». Но мне бы хотелось, – говорит Плачидо, – немного поиграть в театре, вернуться к пьесам моего любимого автора Луиджи Пиранделло, а потом «выйти» в европейское кино. Мечтал бы сниматься в советских фильмах, а конкретное желание – сыграть одного из братьев Карамазовых – Достоевский всегда остается «моим» автором.

– Кого же из братьев?

– Ну, это уже дело режиссера… Знаю, что вскоре Москва пригласит кинематографистов мира на международный кинофестиваль. Очень хотел бы приехать сюда вместе с женой.

21

«АНТИСТРЕСС» НА КОЛЕСАХ

Как скоротать подчас томительные часы, которые многим из нас приходится проводить на колесах во время долгих железнодорожных поездок? Без помощи кино не обойтись, решили болгарские транспортники, и в содружестве с кинопрокатом начали осваивать необычное новшество – видеовагон.

Как рассказали корреспонденту газеты «Работническо дело» в государственном объединении «Распространение фильмов», здесь работают над созданием максимального уюта и удобства для пассажиров видеовагонов. Салон оборудован специальной звуконепроницаемой обшивкой и креслами на 42 зрителя. Предусмотрены буфет и гардеробно-багажное отделение. Фильмы демонстрируются как с помощью видеомагнитофона, так и обычной проекционной установки.

В репертуаре, как правило, зрелищные ленты, рекламные ролики, а также информация о картинах, находящихся в данный момент в прокате городов по маршруту поезда.

Киновагоны в НРБ начали свою жизнь в Варне и Толбухине весной 1986 года, в скором времени с этой новой и, без сомнения, перспективной формой кинообслуживания познакомятся пассажиры поездов София – Бургас, София – Варна и других.

В ряде стран, кстати говоря, курсируют составы, в которые входят подобные вагоны, а также вагоны для детских игр, вагоны-дискотеки, вагоны-библиотеки и т.д. На французских железных дорогах, например, существует даже особый комплекс таких вагонов шутливо именуемый «Антистресс».

И. ПЕТРОВ

БЕЛЬМОНДО ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ТЕАТР

В зрелые годы очень трудно сделать решительный поворот, особенно человеку, который имеет большой творческий опыт и имя, знакомое миллионам зрителей. Тем не менее Жан-Поль Бельмондо сделал этот поворот. Он возвращается о театр…

Его артистическая карьера началась именно в театре.

Юный Жан-Поль был околдован талантом Пьера Брассёра который играл Кима в пьесе А. Дюма. Брассер стал кумиром будущей «звезды». Но вот первый большой успех Бельмондо о фильме Ж.-Л.  Годара «На последнем дыхании» (1960) следуют предложение за предложением от режиссеров и кинопродюсеров.

Все эти годы Бельмондо жил с ностальгией по далеким временам театральной молодости. Как он сам признался, ждал только «своей» пьесы, чтобы вернуться на сцену. И вот момент наступил. В театре Мариньи Жан-Поль Бельмондо сыграет Кина в пьесе А. Дюма (адаптация Ж.-П. Сартра). Постановщик спектакля – не менее знаменитый актер Робер Оссейн.

«Наше главное желание с Оссейном – сделать истинный спектакль для истинной публики, – говорит Бельмондо, – я уже представляю, как выйду снова на подмостки столько лет спустя: готовлюсь морально и физически, мне страшно, язык словно из картона Но вот выход на сцену и…»

А. ВИНОГРАДСКИЙ

ЖЕНЩИНЫ АФРИКИ: КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ

«Спустя двадцать пять лот после обретения независимости Кот Д’Ивуар мне удалось осуществить постановку картины которая есть дань уважения моему народу, женщинам-труженицам моей страны», – говорит режиссер Дезире Экаре Его фильм «Лица женщин» отмечен почетной премией критики Каннского кинофестиваля 1985 года и единодушно признан лучшим африканским фильмом года.

«Лица женщин – коллективный портрет женщин африканского континента, горожанок и жительниц сельской местности. У каждой из них своя судьба, свое положение в общество, но всех их объединяет общее стремление к полноте жизни обретению самостоятельности и равноправия. С душевной теплотой и любовью знакомит режиссер с их бытом, чаяниями, надеждами и тревогами, прибегая при этом и к юмору, и к иронии.

Дезире Экаре получил актерское образование в Париже, стажировался в знаменитой школе ИДЕК откуда вышли многие известные мастера французского экрана. Уже первая самостоятельная режиссерская работа Дезире Экаре – «Концерт для изгнанника» (1968), поставленная во Франции, получила высокую оценку кинокритики и заставила говорить о нем как об одном из самых талантливых и самобытных режиссеров африканского континента. В 1970 году – успех другой среднеметражной ленты Дезире Экаре – «Франция для двоих». Затем наступил длительный перерыв. «Лица женщин» – первая полнометражная лента Дезире Экаре вышла на экраны лишь спустя пятнадцать лет. «Это фильм, – говорил постановщик в интервью газете

20

«Юманите», – плод кропотливой работы, постоянно прерываемой из-за финансовых затруднений. Первый кадр ленты датирован 1975 годом, последние кадры были отсняты в 1984 году, а монтаж завершен в феврале 1985 года. Когда появлялись деньги, я тотчас же возобновлял работу… Мне не хотелось делать картину для снобов или интеллектуалов, которым могли оказаться чуждыми проблемы национального характера, поднятые в фильме, я хотел обратиться к той части массовой аудитории, которая чутко реагирует и бережно хранит народную культуру, традиции…» Французская пресса отмечает высокий художественный уровень и органическое единство всех компонентов ленты Дезире Экаре. называя ев «эпической хроникой», сделанной в русле прогрессивных тенденций африканского киноискусства.

А. ОСИПОВ

УСПЕШНОЕ НАЧАЛО

Афганская актриса Хама Мустаманди еще очень молода, ей нет и 20 лет. Но её послужной список достаточно внушителен – 5 кинофильмов 12 телевизионных постановок. Она родилась в Кабуле. Отец – служащий, к искусству отношения не имел, а вот мать, театральная актриса, разбудила в девочке интерес к творчеству. И поэтому для окончившей школу Хамы не было сомнений – она выбрала театр, а затем получила приглашение и на съемочную площадку. В картине «Странник» известного режиссера Саида Варакэая сыграла главную роль недавно Хама Мусгаманди приезжала в Советский Союз, была участницей Международного кинофестиваля в Ташкенте. Она считает, что афганская творческая молодежь должна еще активней включаться о борьбу за социальный прогресс и свободу своей страны, за мир на планете

Её увлечения? Баскетбол, чтение художественной литературы (среди любимых авторов – Л. Толстой, М Горький). Из советских актеров кино выделяет Вячеслава Тихонова, особенно нравятся картины «Семнадцать мгновений весны» и «Война и мир». Хама Мусгаманди говорит, что мечтает сняться в совместном советско-афганском фильме

А МИХАЙЛОВ

ЗОРБА, ПАБЛО И ДРУГИЕ

За 50 лет работы в кино известный американский актёр мексиканского происхождения Антони Куин снялся более чем в ста пятидесяти фильмах (среди них – «Да здравствует Сапата!», «Дорога», «Жажда жизни», «Собор Парижской богоматери», «Саламандра», «Переход», знакомые нашим зрителям). Одной из его наиболее памятных ролей и по сей день остается главный герой фильма греческого режиссера Михалиса Какояниса «Грек Зорба» (1964). В 1983 году постановщик сделал инсценировку для одного из бродвейских театров. Теперь, как сообщает журнал «Фотоплей», Куин вновь намерен обратиться к этому образу – «а этот раз на экран будет перенесена сценическая версия «Грека Зорбы». Шутливый, комментарий актера «Сегодня я могу сыграть эту роль лучше. Если раньше мне приходилось красить волосы, теперь я и без того сед».

Мало кто знает, что Антони Куин увлекается резьбой по дереву и живописью. А недавно признался, что охотно бы бросил актерскую профессию и всецело посвятил себя изобразительному искусству. «Убежден, как художник достиг бы большего. А сейчас, когда уже за семьдесят, мои актерские возможности тем более ограничены, тогда как заниматься живописью можно плодотворно в любом возрасте. Напомню о Пикассо: и в девяносто лет он сохранил живое воображение юноши, который очарован миром».

Куин, по его словам, всегда был страстным поклонником творчества и личности Пабло Пикассо «Его упорство, целеустремленность энергия притягивают меня», – говорит актер. В ближайшее время он выступит в главной роли в готовящемся на Бродвее мюзикле Пьера Рея «Пабло».

Еще одна «свая работа актера – Джон Сильвер в очередной экранизации знаменитого романа Стивенсона «Остров сокровищ», которая снимается в Италии.

О. ТРЕТЬЯК

21

Pages: 1 2 3 4 5 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+