Спящая красавица / Sleeping Beauty (1959)

Спящая красавица / Sleeping Beauty (1959): постерПолнометражный фильм.

США.

Продолжительность 75 минут.

Режиссёр Клайд Джероними.

Автор адаптации сюжета Шарля Перро – Эрдман Пеннер, авторы дополнительного материала Джо Ринальди, Уинстон Хиблер, Билл Пит, Тед Сирс, Ральф Райт, Митт Бэнта.

Автор адаптации музыки Джордж Бранс (номинация на «Оскар»).

Жанр: анимационный фильм, семейный фильм, кинофантазия, мюзикл, мелодрама

Краткое содержание
Когда появляется на свет принцесса Аврора (озв. Мэри Коста), её отец, король Стефан (озв. Тейлор Холмс), устраивает помолвку дочери с принцем Филиппом (озв. Билл Ширли), сыном другого монарха, Хьюберта (озв. Билл Томпсон), а также — закатывает грандиозное празднество. На торжество приходят три добрые феи, Флора (озв. Верна Фелтон), Фауна (озв. Барбара Джо Аллен) и Погодушка (озв. Барбара Ладди), — но счастливый родитель, на свою беду, забывает пригласить Малефисенту, или Зловредину (озв. Элеанор Одли). Явившись в разгар веселья, злая колдунья накладывает на принцессу заклятье: в день, когда девушке исполнится шестнадцать лет, она уколет палец о веретено и заснёт вечным сном…

Роли также озвучивали (все без указании в титарх): Билл Эмсбери (приспешник Малефисенты), Кэнди Кандидо (приспешник Малефисенты), Роза Кросби (Лия), Дэл МакКеннон (филин).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.03.2016

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Спящая красавица / Sleeping Beauty (1959): кадр из фильма
Заботливые феи

Съёмки шестнадцатого по счёту полнометражного мультфильма Walt Disney Pictures велись на протяжении долгих восьми лет, причём между 1952-м, когда уже были записаны голоса артистов, озвучивавших основных действующих лиц, и датой выхода картины в прокат студия успела вынести на суд публики другие крупные произведения. Как минимум, следует назвать «Питера Пэна» /1953/ и «Леди и Бродягу» /1955/. Уолт не жалел сил и средств на тщательную проработку художественной концепции и освоение сложной технологии, связанной с использованием 70-миллиметровой плёнки Super Technirama высокого разрешения, потратив на производство $6 млн. – солидную по тем временам сумму. Как результат, «Спящая красавица» пользовалась повышенным зрительским спросом1 – но получила всё же сдержанные отклики критиков и профессионалов, суть художественных претензий которых сводилась к формуле: «Ещё одним Диснеем больше».

Спящая красавица / Sleeping Beauty (1959): кадр из фильма
Великолепие королевского замка

Доля истины в подобных упрёках наличествовала, поскольку, что называется, невооружённым глазом видны заимствования из предшествующих достижений прославленной кинокомпании (в первую очередь из «Белоснежки и семи гномов» /1937/ и «Золушки» /1950/), хотя изобразительное решение вновь выше всяких похвал, поражая пиршеством красок и искусной стилизацией под готику, пропущенную сквозь призму сказочной условности. В то время как новаторство кинодраматургов, адаптировавших для экрана знаменитую европейскую сказку, опираясь на версии и Шарля Перро, и братьев Гримм (заглавная героиня носит два имени: Аврора и, пока растёт в домике, Роза), заключается разве что в утончённом введении музыкальной темы, позаимствованной из знаменитого балета Петра Ильича Чайковского. Что же касается расстановки и взаимоотношений персонажей, неизбежно возникает эффект дежавю. Вспомним, как доброта подросшей девушки покоряет лесную братию, а принцу Филиппу приходится приложить немало усилий, чтобы добиться расположения верного боевого товарища – белого коня Самсона. Повествование фактически ведётся, оттеняя романтическую линию, от лица номинально второстепенных действующих лиц – троицы добрых фей, не обходящихся без пререканий, однако забавных и колоритных. Несколько поспешным, излишне оптимистичным видится и благополучный исход сказки – спасают разве что аккуратные аллюзии на творчество Джона Рональда Руэла Толкина, чья небезызвестная трилогия накануне начала победное шествие по миру… Судя по всему, мастер и сам почувствовал определённую исчерпанность традиционных решений. Как бы то ни было, фраза наследника престола о желательности перемен («Нет, папа, ты живёшь в прошлом. На дворе XIV век!») оказалась знаменательной. Начиная со «101 далматинца» /1961/, Уолт Дисней и его воспитанники радикально осовременят эстетику, не прервав преемственности поколений.

.

__________
1 – Прокатная плата составила $21,9 млн. – по итогам сезона 1959-го ленту обошёл лишь суперколосс «Бен Гур»; были и повторные премьеры, самая масштабная из которых состоялась в 1986-м.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art


Фильмы цикла:
Спящая красавица / Sleeping Beauty (1959)
Малефисента / Maleficent (2014)


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+