Сталинград / Stalingrad (2013)

Сталинград / Stalingrad (2013): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Сталинград» / «Stalingrad» (международное англоязычное название).

Россия.

Продолжительность 131 минута.

Режиссёр Фёдор Бондарчук.

Авторы сценария Илья Тилькин, Сергей Снежкин частично на основе романа Василия Гроссмана.

Композитор Анджело Бадаламенти.

Операторы Максим Осадчий, Денис Аларкон-Рамирес.

Жанр: фильм действия, драма, военный фильм

Краткое содержание
Сталинград, осень 1942-го года. Попытки советских войск переправиться через Волгу и овладеть правым берегом не увенчиваются успехом. Отряду разведчиков под командованием капитана Громова (Пётр Фёдоров), а также нескольким уцелевшим в боях красноармейцам и краснофлотцам удаётся укрепиться в доме, занимающем стратегически важное положение. Капитан вермахта Петер Кан (Томас Кречман) получает приказ во что бы то ни стало взять здание.

Также в ролях: Мария Смольникова (Катя), Янина Студилина (Маша), Сергей Бондарчук (Сергей), Дмитрий Лысенков (снайпер Чванов), Андрей Смоляков (артиллерист Поляков), Алексей Барабаш (разведчик Александр Никифоров), Олег Волку (Романов), Хайнер Лаутербах (Хензе), Полина Райкина (Наташка), Анна Вон Аблер (Нина), Юрий Назаров (наводчик), Петар Зекавица (Юргенс), Дмитрий Кочкин (Митя), Жорж Девдариани (Клозе), Филипп Рейнхарт (Готфрид), Кристоф Гавенда (Отто), Оксана Базилевич (Томка), Олег Тилькин (белобрысый сапер), Фёдор Бондарчук (рассказчик-повествователь, озв., без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.07.2014

Авторская оценка 4/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Сталинград / Stalingrad (2013): кадр из фильма
Радуется…

Такое ощущение, что Сталинград для кинематографистов – проклятая тема. Григорий Чухрай, участник битвы, ставшей переломом в Великой Отечественной войне, с навёртывающимися на глаза слезами рассказывал в интервью, как долго вынашивал замысел картины о событиях, разворачивавшихся с июля 1942-го по февраль 1943-го в городе на Волге, носившем имя Верховного главнокомандующего. «Великий перелом» /1945/1 и «Сталинградская битва» /1949/ подверглись критике за плакатность и схематичность сюжета, а талантливый фильм «Солдаты» /1956/, снятый по мотивам повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» /1946/, всё-таки не мог претендовать на исчерпывающее раскрытие темы. Попытка восполнить пробел, предпринятая Юрием Озеровым в разгар «перестройки», в 1989-м, с учётом идеологической конъюнктуры и пожеланий американских партнёров из Warner Bros., спровоцировала (увы, заслуженно!) откровенно глумливые комментарии. А немецкая версия, увидевшая свет четырьмя годами позже, и вовсе была причислена к произведениям, призванным обелить нацистов и косвенно поспособствовать пересмотру итогов Второй мировой войны… Не обошлось без выпадов и в адрес француза Жана-Жака Анно, хотя «Враг у ворот» /2001/ является, возможно, лучшим, что мог явить Запад о подвиге наших воинов. И что же Фёдор Бондарчук?

Сталинград / Stalingrad (2013): кадр из фильма
Оккупант устал

Когда сеанс ленты под названием «Сталинград» начинается с заставки голливудской кинокомпании Columbia Pictures, это вызывает лёгкую оторопь. Неужели Бондарчук-младший не пожелал извлечь урока из неудачи своего учителя Юрия Николаевича, у которого, кстати, отметился в образе снайпера по имени Иван? Приглашение же не кого иного, как Томаса Кречмана, изобразившего в упомянутой постановке Йозефа Вильсмайера лейтенанта фон Витцланда, а ныне – дослужившегося до капитана, кавалера ордена Железного креста, несущего околесицу об отсутствующих у противника представлениях о рыцарской чести, и вовсе создаёт ненужные ассоциации. А уж широкомасштабная рекламная кампания, кульминацией которой стала приуроченная к премьере телевизионная передача на Первом канале с безудержным восхвалением постановщика, в том числе – с благодарственной речью ветерана, отдавала жуткой фальшью. Отчасти опасения оправдываются – и, вообще говоря, нет ничего удивительного, что картина удостоилась множества уничижительных отзывов, включая разгромную рецензию Дмитрия Пучкова и саркастичный видеообзор «Они сражались за Катю» Евгения Баженова в интернет-шоу BadComedian. С другой стороны нельзя сбрасывать со счетов коммерческий триумф фильма, легко окупившего2 солидный производственный бюджет (причём в $30 млн. существенной долей стало участие ВТБ Капитал), вызвавшего интерес в КНР и даже выпущенного в ограниченный кинопрокат в США.

Сталинград / Stalingrad (2013): кадр из фильма
Внезапная атака

К счастью, речь не идёт о сущем национальном позорище, которым обернулись михалковские «Утомлённые солнцем 2» /2010-11/. Наоборот, Бондарчук с Ильёй Тилькиным и Сергеем Снежкиным стараются по мере возможностей опровергать нелепые мифы о войне – вроде непременно чистеньких, одетых с иголочки немецких офицеров на фоне чумазых варваров. Полковник жалуется Кану, что солдаты погрязли во вшах, с удивлением слыша об используемых русскими средствах гигиены. Какие там ещё штампы? О рабской покорности и безынициативности бойцов Красной армии? О свирепствующих заградотрядах? О политических репрессиях (правда, упоминается о пребывании Никифорова в фильтрационном лагере, но это немного не то) и чистках НКВД? Об атаках с одной винтовкой на троих?.. Ничего подобного, к счастью, не наблюдается. При наличествующих если и не откровенных ляпах, то, как минимум, спорных и неубедительных моментах антисоветских (как следствие, русофобских) выпадов в фильме нет, и в искренности слов рассказчика-повествователя о том, что гордится «моей великой страной», всё же не сомневаешься. Ошибка кинематографистов, на мой взгляд, в другом – но ошибка серьёзная.

Сталинград / Stalingrad (2013): кадр из фильма
Сталинградский пейзаж

Ключевые события Великой Отечественной войны не нуждаются ни в каком домысливании, фантазировании, придумывании необычных деталей или выискивании непривычных ракурсов. Грубо говоря, «Брестская крепость» /2010/ повествует о защите и защитниках Брестской крепости, а в «Сталинграде» Сталинградская битва как таковая остаётся где-то на обочине повествования, даётся полунамёком в прологе и эпилоге. Даже переименование фильма в «Дом Павлова» (назван в честь группы советских бойцов под командованием старшего сержанта Якова Павлова) было бы не вполне оправданным. Кому интересны пикантные подробности вроде душевных терзаний капитана Кана, пусть изобличающие деморализацию агрессоров (вскоре принявшую обвальный характер)? Да и вся лирическая линия, на поверку (вопреки двусмысленным намёкам в экспозиции про «пять отцов») не отдающая ничем пошлым и неделикатным, была бы уместна в качестве дополнения, ненавязчивого штриха. Но когда застилает войну как таковую, подвиг солдат и офицеров, проявления непоколебимой силы духа сражающегося народа, ставшего залогом победы, это кажется, мягко говоря, перебором. Вроде бы и нет явной лжи («всего лишь» смещение акцентов) – но и до правды оказывается далеко…

.

__________
1 – Правда, там место действия не обозначено чётко – но под «Городом» имелся в виду Сталинград.
2 – Общие кассовые сборы оцениваются в $68,07 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+