Станция «Фрутвейл» / Fruitvale Station (2013)

Станция «Фрутвейл» / Fruitvale Station (2013): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Фрутвейл» / «Fruitvale» (фестивальное название).

США.

Продолжительность 85 минут.

Режиссёр Райан Куглер.

Автор сценария Райан Куглер.

Композитор Людвиг Гёранссон (в титрах как Ludwig Girabsson).

Оператор Рэйчел Моррисон.

Жанр: биографический фильм, драма, мелодрама

Краткое содержание
Двадцатидвухлетний Оскар Грант III (Майкл Б. Джордан) из калифорнийского городка Хейвард не желает зарабатывать на пропитание торговлей наркотиками, надеясь вернуться на работу в магазин, откуда был уволен за опоздание. В конце концов ему приходится признаться в этом Софине Месе (Мелони Диас), с которой живёт вместе и воспитывает дочку Татьяну (Ариана Нил). Оскар с девушкой решают отпраздновать встречу Нового года в Сан-Франциско, куда направляются на метро с друзьями. Никто не мог и предположить, чем обернётся поездка…

Также в ролях: Октавия Спенсер (Ванда), Кевин Дюранд (офицер Карузо), Чад Майкл Мюррей (офицер Ингрэм), Ана О’Рейлли (Кейти), Кинан Куглер (Като), Трестин Джордж (Брэндон), Джоуи Оглсби (Кэйл).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.03.2017

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Станция «Фрутвейл» / Fruitvale Station (2013): кадр из фильма
С любящей дочкой

Самое тревожное в происшествии, имевшем место на станции Фрутвейл вскоре после полуночи (в праздничную ночь с 31-го декабря 2008-го на 1-ое января 2009-го), даже не то, что погиб человек. Как сообщается в заключительных титрах, Йоханнес Мезерле был признан виновным в непредумышленном убийстве, приговорён к двухлетнему сроку – и выпущен на поруки спустя одиннадцать месяцев пребывания в тюрьме. Действительно ли можно списать всё на роковое стечение обстоятельств – на ошибку неопытного блюстителя закона, перепутавшего огнестрельное оружие с электрошокером и нечаянно выстрелившего в спину обездвиженному, не проявляющему признаков агрессии темнокожему мужчине?.. Ещё Ромил Соболев упоминал1 о желании некоторых критиков, анализировавших развязку драмы «Инцидент» /1967/ (стражи порядка, ворвавшись в вагон поезда метрополитена, первым делом выворачивают руки негру-здоровяку, а не белым хулиганам, терроризировавшим пассажиров), желание порассуждать о расистском характере такой реакции. Правда, оговаривался, ссылаясь на сравнительно большое количество представителей нацменьшинств в уголовном мире, что зафиксированная кинематографистами реакция, скорее, «документальна». Да, людям в униформе зачастую приходится рисковать, разрешать конфликтные ситуации, обезвреживать преступников и распоясавшуюся шпану. Тем не менее говорить о расизме уместно – и, более того, о расизме не только этническом, но и социальном.

Станция «Фрутвейл» / Fruitvale Station (2013): кадр из фильма
Служат и защищают

Здесь принципиально обратить внимание на то, как вели себя полицейские, прибывшие по сообщению о вспыхнувшей (и быстро прекратившейся) драке. Не стали разбираться в ситуации, опрашивать очевидцев, а «сгребли» (иначе не скажешь!) нескольких молодых афроамериканцев, попытавшихся, но, к несчастью, не успевших просочиться к выходу поодиночке. Те, конечно, огрызались, однако принять это за угрозы словами (или, хуже того, действием) либо за оскорбление сотрудников правоохранительных органов при исполнении служебных обязанностей нельзя было никак. Да, гибель бедолаги как таковая действительно являлась роковой ошибкой – но одной из тех ошибок, которые совершаются обязательно, которые неизбежны в силу самой модели поведения, навязываемой (чуть ли не на уровне официальных инструкций) блюстителям порядка. Ведь для них сразу не составляло загадки не только то, к какой расе принадлежали Оскар со товарищи, но и – какое (весьма невысокое) положение в обществе занимали… Характерная деталь: к другим, «приличным», более состоятельным на вид, белым пассажирам и отношение было кардинально иным!

Станция «Фрутвейл» / Fruitvale Station (2013): кадр из фильма
Мама устала

Впрочем, Райан Куглер не ограничивался скромной задачей реконструировать средствами игрового фильма инцидент, вызвавший (не в последнюю очередь – потому, что оказался зафиксирован на десятки видеокамер, встроенных в мобильные телефоны) огромный резонанс. Кто помнит сегодня, допустим, триллер «Полуночный свидетель» /1993/, посвящённый истории запечатления печально известного избиения Родни Кинга? Режиссёру-сценаристу, дебютировавшему в большом кинематографе после трёх короткометражек, казалось недостаточным и воспроизвести насколько возможно точно психологическое состояние человека, не подозревающего, чем закончится для него праздничный день. Основное внимание автора уделено тому, как искренне и как отчаянно Оскар старается побороть трудности: восстановить отношения с Софиной, заставшей его с другой женщиной, и вернуть нормальную, пусть отнюдь не престижную и не особо денежную, работу вместо того, чтобы приторговывать «лёгкими» наркотиками. Он неплохой, в сущности, парень, не озлобился ни на близких (хотя мама повела себя сурово, когда тот отбывал срок за решёткой), ни на весь мир, умеет вызывать симпатию у незнакомых людей. Да и надеется, что жизнь ещё наладится – что удастся достойно воспитать умненькую дочь, вырваться из вечной нужды… Был ли у него этот шанс? Или среда рано или поздно заставила бы подавить последние благородные порывы, смириться с незавидной участью?.. Вопросы повисают в воздухе, хотя сам режиссёр-сценарист, пожалуй, склоняется ко второму варианту. И всё равно сложно не поразиться прозорливости Сильвестра Сталлоне, в свете заслуженного успеха «Станции «Фрутвейл» (продюсеры, включая актёра Фореста Уитакера, с лихвой окупили небольшие – составившие $0,9 млн. – вложения в производство2) предложившего Куглеру и Майклу Б. Джордану принять участие в создании седьмой части легендарной картины о Рокки Бальбоа.

.

__________
1 – Соболев Р. Голливуд. 60-е годы. – М.: Искусство, 1975. – С. 79.
2 – Кинокомпания The Weinstein Company приобрела права на прокат за $2,5 млн., а кассовые сборы составили $17,4 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+