Старое ружьё / Le vieux fusil / Das alte Gewehr (1975)

Щипанов Михаил. Филипп Нуаре, похожий на гризли // Студенческий меридиан. – 1991, № 10. – С. 60-61.

ВИДЕОЗАЛ

Филипп Нуаре, похожий на гризли

Этот крупный, флегматичный, какой-то чеховский тип с саркастической усмешкой в уголках полных губ и глазами – зеркалом души появился на наших экранах в фильме «Старое ружье». Тогда, надо сказать, ружье не выстрелило. И до, и после фильма имя Нуаре мало что говорило советскому зрителю. Отечественный кинолюб, правда, питает традиционную слабость к французским актерам. Но в памяти его откладываются обычно персонажи сексапильные: женщины-вампиры, героические убийцы-любовники. А Филипп Нуаре как бы из другого ряда: он не типаж, а актер. Увидев в титрах имя Делона или Ришара, мы без труда можем заранее представить не только возможные сюжетные повороты, но и ситуации, в которых окажутся звезды. Имя Нуаре не предвещает ничего, кроме мастерской игры в любом жанре, обличии и окружении.

Да, он не из тех, кто вызывает у зала любовь с первого взгляда. Его кинодебют вызвал, прежде всего у него самого, к тому времени опытного театрального актера, приступ разочарования, переходящего в отчаянье. «Когда мне было лет двадцать пять, я попытался понять, на кого же могу походить. Учитывая, что росту во мне было метр восемьдесят пять, я льстиво сравнивал себя с Гари Г рантом. Но когда впервые увидел себя в зеркало, то пришел в ужас от картины бегемота со слоновьей походкой».

В последующих фильмах Нуаре, одержимый борьбой с собственной природой, принялся порхать, как бабочка, что чуть было окончательно не поссорило Филиппа с придирчивым французским зрителем. Как водится, положение спасла женщина по имени Моник Шометт, актриса, исполняющая неизменно с 1954

60

года роль жены актера Нуаре.

Моник, выступавшая с Филиппом на одной сцене, сумела убедить травмированного картиной собственного вида супруга в том, что ни в коем случае не стоит изменять собственной натуре. Филипп послушался и… выиграл.

Уже упоминавшийся фильм «Старое ружье», психологический боевик, в котором Нуаре снялся с блистательной Роми Шнейдер, вознес его на вершину актерской популярности. Для самого же Нуаре съемки запомнились еще и тем, что на них, затаив дыхание, присутствовала его семнадцатилетняя дочь Фредерик, заболевшая вслед за родителями кинематографом. Правда, актрисой Фредерик не стала, но, избрав профессию помощницы режиссера, превратила свое семейство в миниатюрную и самодостаточную киностудию.

Ну а фильм «Откройте! Полиция!» прогремел наконец и у нас. Причем эта картина, появившаяся на советских экранах где-то в начале исторической эпохи перестройки, гласности и, тогда еще, ускорения, дала удачный повод поговорить о превратностях нашей цензуры. Дело в том, что искрометную комедию не просто подвергли кастрации, но и попросту с легкостью необыкновенной лишили первоначального смысла. Напомню, что фильм был построен на идее «наставничества» старого полицейского волка, Филиппа Нуаре, продажного и циничного, над молоденьким служителем порядка, Эрмитом, теряющимся на первых порах, сталкиваясь с беззастенчивым вымогательством старшего товарища по службе.

Изобретательный киногерой Нуаре проявляет изощренную настойчивость, вовлекая «зеленого» полицейского в свои делишки, пока наконец не понимает, что ученик кое в чем его превзошел. Такова канва комедии. Но, как известно, у нас к смеху относились серьезно. И, естественно, встал вопрос о воспитательном моменте: дескать, к чему призывает фильм, какие моральные проблемы решает. Призадумались киночиновники и слегка фильм подправили. В нашем прокате фильм завершался сценой выхода героя Нуаре из тюрьмы, куда он был вынужден сесть, чтобы покрыть совместное миллионное дело, прокрученное с «учеником». Грустный, обросший Нуаре выходит за тюремные ворота и медленно идет вдоль нескончаемой серой тюремной стены. Одинокий, всеми покинутый, прямо-таки иллюстрация к классической фразе – «жизнь прошла мимо». На самом же деле скучать герою Нуаре, а тем более грустить, пришлось недолго. Послышался цокот копыт, и в кадре появился «ученик-победитель» верхом на породистой лошади: «Привет! Я купил тебе ипподром!» Но, согласитесь, такая оптимистическая для жулика концовка явно противоречила «моральному кодексу строителя коммунизма», а потому в корзину ее.

Но, и будучи искаженным, фильм пришелся ко двору, и главное, никто из руководства МВД не вздумал обидеться за своих французских коллег, которых «беззастенчиво очерняли».

Впрочем, к шестидесяти годам Нуаре перешел в кинематографической карьере гроссмейстерский рубеж в сто фильмов. Когда-то, на заре своего романа с бывшим «великим немым», он запомнился зрителям только потому, что умудрился сняться в роли лакея в одной картине с незабвенным Жераром Филиппом. Ныне же любому дебютанту для того, чтобы запасть в зрительскую душу, достаточно появиться в кадре с Нуаре. Сам же Нуаре полагает, что для него удача – это попадать на съемочную площадку вместе с режиссером Бертраном Тавернье. Пожалуй, Тавернье-Нуаре – еще один классический тандем, коими богата история мирового кино: Энтони Манн и Джеймс Стюарт, Марсель Карне и Жан Габен.

Нуаре снялся в шести фильмах Бертрана Тавернье, сыграв целую галерею абсолютно непохожих друг на друга персонажей. Кстати, и сотый фильм Нуаре «Жизнь и ничего больше» был снят также Тавернье. В нем герой Филиппа, майор, разыскивающий в разоренном войной Вердене пропавших без вести солдат, встречает молодую женщину, отправившуюся на поиски своего мужа-офицера. И вспыхивает любовь, стесняющаяся всеобщего разорения и траура, на фоне которой специальная комиссия выбирает один из трупов погибших солдат, дабы захоронить его под Триумфальной аркой в Париже. А ведь символом неизвестного солдата могут послужить и останки мужа возлюбленной Нуаре.

Однако на съемочной площадке Филипп Нуаре куда более разговорчив, чем в жизни. Роли обязывают. В отличие от «стандартных» звезд он предпочитает избегать журналистов и операторов ТВ, ну а если дает интервью, то старается не выглядеть пророком, раздающим советы направо и налево: «Я не хочу быть типом, консультирующим по всякому поводу». Да и Парижу Филипп предпочитает провинцию, куда спешит, как только выдается перерыв в постоянных съемках. Его «база» – ферма семнадцатого века, присмотренная семьей недалеко от Каркассонна. С ее крыши видны дальние отроги Пиренеев. «Я не люблю агрессивного столичного быта, – ворчит иногда добряк Нуаре, – когда каждый предпочитает кричать сильнее соседа, чтобы быть услышанным. Из нашей жизни уходит простота и хороший тон, а ведь все это отражается и на фильмах, все более крикливых».

Как и его коллега по профессии Рональд Рейган, Филипп Нуаре предпочитает проводить свободное время в седле, где ему лучше думается, а душа очищается от наносного и вторичного. А вечерами у камина Филипп читает очередной сценарий и сам пробует свои силы в сочинительстве.

Впрочем, лучше один раз увидеть, чем семь раз прочитать. Эта истина особенна верна, если речь идет о великом актере. Сейчас в нашем прокате еще один фильм, сделанный в расчете на драматический талант Нуаре, «Очки в золотой оправе». Нуаре до сих пор с видимым удовольствием вспоминает съемки этого фильма, поставленного по известному роману Бассини в Венеции. Он сентиментален, этот Нуаре, любитель домашних животных, уединения и медитаций на лоне природы. Недаром, видимо, его сравнивают с добродушным медведем гризли.

Михаил Щипанов

61

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+