Страх и ненависть в Лас-Вегасе / Fear and Loathing in Las Vegas (1998)
Полнометражный фильм.
Другое название: «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» (вариант перевода названия).
США.
Продолжительность 118 минут.
Режиссёр Терри Гиллиам.
Авторы сценария Терри Гиллиам, Тони Грисони, Тод Дэвис, Алекс Кокс по книге Хантера Стоктона Томпсона.
Композитор Рэй Купер.
Оператор Никола Пекорини.
Жанр: приключенческий фильм, комедия, драма
Краткое содержание
Известный журналист Рауль Дьюк (Джонни Депп) и его закадычный приятель-адвокат с псевдонимом Доктор Гонзо (Бенисио Дель Торо), большие любители разного рода наркотических средств, направляются в Лас-Вегас. Официальная цель поездки — написать репортаж об экстремальных мотогонках с рекордным призовым фондом, устроенных в пустыне Невада по прихоти какого-то эксцентричного миллионера. Однако вскоре путешествие приобретает все признаки того, что на жаргоне 1960-х называлось «трип».
Также в ролях: Тоби Магуайр (попутчик), Эллен Баркин (официантка), Гэри Бьюзи (полицейский), Кристина Риччи (Люси), Кэмерон Диас (телерепортёр), Кэтрин Хелмонд (портье), Майкл Джетер (Л. Рон Бамквист), Фли (музыкант), Крэйг Бирко (Ласерда), Марк Хэрмон (репортёр журнала), Тим Томерсон (бандит), Дебби Рейнольдс (Дебби Рейнольдс, озв.), Верн Тройер (официант), Лайл Ловетт (человек на дороге), в эпизоде Хантер Стоктон Томпсон (Дюк, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.08.2018
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Почитатели яркого и экстравагантного дарования Терри Гиллиама наверняка убеждены, что, во-первых, он был рождён для этого фильма, а во-вторых, сам проект разрабатывался исключительно под него. Но в действительности замысел появился на свет гораздо раньше – вскоре после того, как Universal Pictures выпустила ленту «Там, где бродит бизон» /1980/, в которой Билл Мюррей изобразил Дьюка-Томпсона впервые. К переносу на киноплёнку дальнейших похождений этой личности начали присматриваться почти сразу. В числе заинтересованных значились такие таланты, как режиссёры Ральф Бакши1, Брюс Робинсон, Мартин Скорсезе, Оливер Стоун, Алекс Кокс, актёры Джек Николсон, Марлон Брандо, Дэн Эйкройд, Джон Белуши, Джон Малкович, Джон Кьюсак… Однако Гиллиам вместе с утверждённым исполнительским составом, особенно – с Джонни Деппом и Бенисио Дель Торо, побившими все рекорды алогичного и неестественного пребывания на экране, оказались вне конкуренции!
Гиллиам прозорливо предуведомляет основное действие хроникальными кадрами, запечатлевшими важные события вроде акций протеста против войны во Вьетнаме, по которым эпоха и врезалась в общественную память. Только Дюк и Гонзо, путешествующие на автомобиле с открытым верхом, – во всех отношениях не чета Уайатту и Билли, двум «беспечным ездокам», пересекавшим Америку на мотоциклах. Спустя тридцать лет не осталось и следа той беззаботности, того ощущения бесконечной и неизбывной свободы, которое было неподвластно даже смерти. Всё заполонили необъятные и, в сущности, экзистенциальные страх и ненависть, диктующие свою логику мировосприятия и поведения. Кадр, когда одна из летучих мышей, мерещившихся Раулю под воздействием химических препаратов, оказывается вполне реальной, и её тушку переезжает автомобиль, – не шутка, а подсказка. От женщины с жабьими глазами, гигантских ящериц, оккупировавших бар, и прочих галлюцинаций – всего шаг до опасных манипуляций с заряженным револьвером и насилия по отношению к бедной официантке. Обратившись в прошлое, режиссёр говорит о настоящем. Это даже не похмелье или «ломка» как расплата за излишне бурное веселье, допущенное тогда. От разрушительных эмоций, вынесенных в заголовок, не в состоянии спасти все наркотики, только существующие на Земле. «Тот, кто безобразно себя ведёт2, избавляется от боли бытия человека», – говорится в эпиграфе Доктором Джонсоном. Зато обретает взамен необъятные, неподконтрольные страх и ненависть – дополняет высказывание своим фильмом Терри Гиллиам. Допускаемый режиссёром перебор в выразительных средствах, в неистовстве красок, деформации изображения и безостановочном («пьяном») движении камеры, безусловно, налицо (что, видимо, обусловило сдержанный приём зрителями ленты, при бюджете в $18,5 млн. собравшей $10,56 млн., зато вскоре ставшей «культовой»). Но всё равно не оставляет чувство, что для него «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» послужили не то разминкой, не то отдохновением после более глобальных и изощрённых произведений.
.
__________
1 – Он пытался убедить Лайлу Набулси, правообладателя и давнюю подругу Томпсона, в том, что экранизацию следует осуществить средствами анимации.
2 – «Make a beast of oneself» – идиоматическое выражение, которое, наверно, можно перевести и так: ‘уподоблять себя в поведении зверю, животному’.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Добавить комментарий