Страх высоты / High Anxiety (1977)

Страх высоты / High Anxiety (1977): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Боязнь высоты» (вариант перевода).

США.

Продолжительность 94 минуты.

Режиссёр Мел Брукс.

Авторы сценария Мел Брукс, Рон Кларк, Руди Де Лука, Барри Левинсон.

Композитор Джон Моррис.

Оператор Пол Ломанн.

Жанр: комедия, триллер

Краткое содержание
Едва возглавив Психоневрологический институт для очень, ОЧЕНЬ нервозных, доктор Ричард Торндайк (Мел Брукс) начинает подозревать неладное. Однако доктор Монтегю (Харви Корман), доктор Уэнтуорт (Дик Ван Паттен) и медсестра Дизель (Клорис Личман) изо всех сил стараются убедить его в том, что дела идут замечательно. Отправив нового руководителя, страдающего фобией — страхом высоты, на симпозиум психиатров в Сан-Франциско, они начинают искать способ дискредитировать или каким-то образом иным устранить Торндайка.

Также в ролях: Мэдлин Кан (Виктория Брисбейн), Рон Кэри (Брофи, шофёр), Ховард Моррис (профессор Лилломан), Рон Кларк (Зэкари Картрайт), Руди Де Лука (наёмный убийца), Барри Левинсон (посыльный), Ли Делано (Нортон).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.02.2014

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Страх высоты / High Anxiety (1977): кадр из фильма
Слишком много знал…

Мела Брукса хочется уподобить тому клоуну, который, повторяя сложнейшие трюки акробата, всё-таки не акцентирует внимание публики на собственном мастерстве, а – позволяет насладиться искусством тонкой пародии. Гордо помещённое во вступительные титры посвящение Альфреду Хичкоку и искренние уверения в том, что любой, кто потратил в своей жизни хотя бы фут плёнки, чем-нибудь точно обязан этому выдающемуся режиссёру, не являются дежурными любезностями. Мел и соавторы по написанию сценария (между прочим, все трое исполнили небольшие роли), принципиально не довольствовавшись отдельными запоминающимися фрагментами из прославленных триллеров, изучили хичкоковское наследие досконально. Конечно, сложно удержаться от хохота, наблюдая, как буквально на глазах превращается в психопата (пусть и с газетой вместо огромного ножа) не владелец одиноко стоящей частной гостиницы, а посыльный фешенебельного отеля1 или как на Торндайка безо всякой видимой причины объявляет «охоту» стая птиц. Вместе с тем трудно не заметить, что главное заключается всё-таки не в этих эффектных фрагментах. И даже не в остроумном использовании фирменных приёмов нагнетания напряжения, когда, скажем, внезапно зазвучавшую тревожную музыку на поверку исполняет оркестр в автобусе, а наезд кинокамеры завершается… правильно, ударом объектива в окно.

Страх высоты / High Anxiety (1977): кадр из фильма
Страх съедает душу

Оставаясь верным однажды избранному художественному методу (вот именно, и ничего смешного!), Брукс с первых же кадров берёт быка за рога – обращается непосредственно к сути произведений корифея саспенса. «Кодекс Хейса» заставлял его ограничиваться двусмысленными эротическими намёками и распалять воображение зрителей? Следовательно, надо сделать красавицу Викторию если не нимфоманкой, то по крайней мере – женщиной с весьма фривольными взглядами на отношения полов. Герои Кэри Гранта, Джеймса Стюарта и других «звёзд» распутывали изощрённые заговоры? Значит, и почтенные психиатры приложат серьёзные усилия к тому, чтобы удерживать бедных пациентов, вытягивая деньги из их родственников. И мы почти познакомились с легендарным мистером МакГаффином, который, впрочем, в последний момент отменил бронирование номера… Апофеозом же действа предсказуемо становится обстоятельное постижение человеческой души, являющейся, как всем ведомо, потёмками, особенно когда индивид теряется в догадках относительно причин непреодолимых фобий, в данном случае – панического и доставляющего массу неудобств страха высоты. Пламенный привет профессору Зигмунду Фрейду, досконально исследовавшему влияние полученных в раннем детстве психологических травм на поведение человека в сознательном возрасте, и заодно – сюрреалисту Сальвадору Дали, однажды помогшему сэру Альфреду в реализации его целлулоидных фантазий! Но Мел Брукс отдал должное и личным художественным пристрастиям, очаровав общество исполнением заглавной песни – да ещё собственного сочинения.

.

__________
1 – В этом образе блеснул Барри Левинсон, будущий постановщик «Человека дождя» /1988/.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Лаврентьев С. И никаких голых ведьм! // Экран. – 1992, № 2. – С. 28.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+