Страховой агент / The Adjuster (1991)

Страховой агент / The Adjuster (1991): постерПолнометражный фильм («Специальный серебряный Георгий» Московского международного кинофестиваля»).

Другие названия: «Страховой оценщик» / «Страховой эксперт» / «Эксперт страховой компании» (варианты перевода названия).

Канада.

Продолжительность 102 минуты.

Режиссёр Атом Эгоян (номинации на «Джинни»).

Автор сценария Атом Эгоян.

Композитор Майкл Данна.

Оператор Пол Саросси.

Жанр: комедия, драма

Краткое содержание
В обязанности Ноя Рендера (Элиас Котеас) входит оценивать материальный ущерб, понесённый застрахованными людьми в результате пожара, а также консультировать их и оказывать моральную поддержку в ожидании компенсационных выплат. Его жена Гера (Арсине Ханджян) трудится цензором, втайне снимая на видеокамеру киноленты (как правило, содержащие откровенные сцены), которые затем показывает сестре Сете (Роуз Саркисян). Супруги соглашаются сдать свой дом в аренду для съёмок фильма, прельстившись деньгами, обещанными Буббой (Мори Чайкин), кинематографистом и фотографом-любителем. Для этого придётся провести некоторое время в отеле.

Также в ролях: Габриэль Роуз (Мими), Дженнифер Дэйл (Эрианн), Дэвид Хемблен (Берт, главный цензор), Армен Кокорян (Саймон), Жаклин Самуда (Луиза, горничная), Джерард Паркес (Тим), Патриция Коллинс (Лоррейн), Дон МакКеллар (Тайлер, молодой цензор), Джон Гилберт (доктор).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 02.03.2016

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Страховой агент / The Adjuster (1991): кадр из фильма
Просто работник страховой компании

Было бы, конечно, преувеличением утверждать, что Атом Эгоян оказался открыт мировой общественностью именно на Московском международном кинофестивале: его полнометражный дебют «Ближайший родственник» /1984/ был награждён двумя призами на киносмотре Мангейм – Гейдельберг, «Семейный просмотр» /1987/ отметили в Локарно, а «Роли с текстом» /1989/ в Ванкувере. Причём это – без учёта многочисленных номинаций на национальную кинопремию «Джинни». И ещё неизвестно, как режиссёр принял новость о вручении «Золотого Георгия» авторам «Пегого пса, бегущего краем моря» /1991/: порадовался за коллегу (кстати, тоже армянина по национальности Карена Геворкяна) или всё-таки испытал разочарование, посчитав, что жюри под председательством Олега Янковского1 не проявило достаточной объективности. А между тем пройдёт всего три года – и по итогам очередного (проводимого каждые девять-одиннадцать лет) опроса на кинофестивале в Торонто «Страховой агент» попадёт в число десяти лучших канадских фильмов всех времён. Что, впрочем, отнюдь не станет наивысшим достижением Эгояна.

Страховой агент / The Adjuster (1991): кадр из фильма
Кто-то считает его ангелом

Фильм может показаться зрителю скучноватым (что косвенно подтверждает и величина кассовых сборов, составивших всего $396 тыс. при бюджете в CAD1,5 млн.), даже невзирая на обращение к «пикантным» темам и дразнящие эротические кадры. На поверку всё это служит ложной приманкой для обывателя, поскольку, допустим, Гера, уличённая коллегами в сомнительном занятии, не откликается на великодушный жест начальника, который… благодарит подчинённую, сознаваясь, что запрещаемые сцены будоражили и его воображение. Женщина объясняет, что не удовлетворяет тем самым подавленные сексуальные комплексы и не занимается видеопиратством – что соответствующие записи нужны для того, чтобы объяснить суть своей работы сестре. И ей нет повода не верить! Как отсутствуют основания подвергать сомнению и искренность переживаний Ноя (одна из лучших ролей Элиаса Котеаса, получившего известность в образе Кейси Джонса в «Черепашках-ниндзя» /1990/), в ответ на получаемые благодарности настаивающего, что всего лишь добросовестно исполняет профессиональные обязанности. Он отнюдь не производит впечатления того, кто наслаждается репутацией благодетеля и стремится, пользуясь чужим несчастьем, извлечь выгоду для себя лично (например, соблазняя девушек, попавших в сложную ситуацию). Наоборот, богобоязненный владелец небольшого отеля почтёт за честь бесплатно предоставить номер семье человека, чью помощь другим сложно переоценить…

Страховой агент / The Adjuster (1991): кадр из фильма
В поисках новых ощущений

Режиссёр-сценарист словно стремится напомнить нам старую (восходящую к Священному Писанию) истину «не судите, да не судимы будете», поднятую на щит чуть не на официальном уровне – во всяком случае главный цензор разъясняет новенькому сотруднику, что с недавних пор в их задачи входит классифицировать, а не запрещать непристойный материал. Однако из этого не следует, что каждая, отдельно взятая личность свободна от суда совести или, точнее, избежит расплаты за неспособность найти смысл существования в мире, кажущемся вотчиной нескончаемого абсурда. Вот и символика имён основных действующих лиц приобретает, если вдуматься, иронический оттенок. Супруга, названная в честь покровительницы брака у греков, не в состоянии установить душевный контакт с мужем, предпочитая общаться с сестрой (так сказать, служить женскому воплощению Сета – древнеегипетского бога ярости, хаоса, смерти). А современный Ной, что ни говори, тяготится высокой миссией. Своеобразной проверкой становится щедрое предложение кинематографистов, которое должно было вызвать подозрения – хотя в тот момент, когда жена увидела снятый в их доме фильм, далеко не такой невинный и высокоинтеллектуальный, как заверял Бубба. Каждый – сам себе страховой агент в обществе, распавшемся на индивидов («атомизировавшемся»). И, судя по глубоко пессимистичной (в масштабах отдельной личности апокалипсической) развязке, Атом Эгоян не уверен в том, что выход из ситуации возможен в принципе – что предусмотренная компенсация покроет ущерб. Да и имела ли место нормальная жизнь как таковая, о возвращении к которой принято в таких случаях говорить?

.

__________
1 – Хотя в его состав входил Душан Макавеев, который, казалось бы, должен был оценить смелость интерпретации интимных вопросов.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Зархи Нина. Радости кинобогадельни // Искусство кино. – 1991, № 12. – С. 43-46.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+