Стычка в ночи / Clash by Night (1952)

Стычка в ночи / Clash by Night (1952): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Схватка в ночи», «Столкновение в ночи», «Безмерная печаль» (варианты перевода).

США.

Продолжительность 105 минут.

Режиссёр Фриц Ланг.

Автор сценария Альфред Хейес по пьесе Клиффорда Одетса.

Композитор Рой Уэбб.

Оператор Николас Мусурака.

Жанр: драма, нуар

Краткое содержание
Мэй Дойл (Барбара Стэнвик) возвращается после десятилетнего отсутствия в родной прибрежный городок Монтерей, штат Калифорния, в дом к брату Джо (Кит Эндес), встречающемуся с привлекательной Пегги (Мэрилин Монро), девушкой с местной фабрики. За Мэй начинает ухаживать Джерри Д’Амато (Пол Дуглас), владелец рыболовецкого траулера, который вскоре делает ей предложение.

Также в ролях: Роберт Райан (Эрл Пфайффер), Дж. Кэррол Нэйш (дядя Винс), Сильвио Минчиотти (папа Д’Амато).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.02.2013

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Стычка в ночи / Clash by Night (1952): кадр из фильма
В преддверии брака

Приступая в конце XX столетия к очередной постановке «Стычки в ночи», театральный режиссёр Ричард Калибан вернул действие в то место и то время, о которых и повествуется в оригинале, – на Статен-Айленд в самый канун Второй мировой войны. Здесь нелишне вспомнить, что премьера одноимённой пьесы состоялась 27-го декабря 1941-го (спустя всего две декады после нападения японцев на Пёрл-Харбор!) и не пользовалась особым успехом, сойдя со сцены после 49 представлений. Картина Фрица Ланга, тепло принятая широкой публикой1, с одной стороны, позволила спасти произведение Клиффорда Одетса от забвения2, но с другой – начала ассоциироваться у зрителей с совсем другим историческим периодом… Это, к сожалению, способствовало утрате важного подтекста, не позволив оценить (примерно как у Антона Павловича Чехова!) «подводные течения» действия, призванные сквозь обыденный материал и частные человеческие судьбы дать прочувствовать предгрозье глобальной катастрофы. И, соответственно, требовало восстановления справедливости.

Стычка в ночи / Clash by Night (1952): кадр из фильма
Плоть слаба…

Впрочем, из вышесказанного не следует делать поспешный вывод об эстетическом просчёте авторов экранизации. Наоборот, Ланг и англичанин Альфред Хейес, получивший опыт работы в Италии в годы формирования неореализма, потому и проявили себя крупными художниками, что придали событиям неожиданную трактовку (а не только отказались от драматической развязки, добавив «хэппи-энд»), доказав, что события органично вписываются и в новый контекст. Барбара Стэнвик, прославившаяся в блистательных «чёрных фильмах» Билли Уайлдера, Анатоля Литвака, Майкла Гордона, прививает Мэй черты «роковой женщины», пусть и искренне старающейся предостеречь Джерри от неосмотрительного брака. И маститый режиссёр австрийского происхождения, внёсший немаловажную лепту в формирование этого специфического жанра (по предположению некоторых критиков – течения), думаю, вполне сознательно привносит ключевые элементы нуара. Поневоле ожидаешь, что адюльтер обернётся не бескровной «стычкой в ночи» взбешённого мужа с любовником жены, а хитроумным планом по избавлению от недалёкого рогоносца и присвоению его имущества!.. Между тем в название не случайно вынесены заключительные слова из верлибра «Дуврский берег» /1867/ Мэтью Арнольда, звучащие (в переводе Михаила Донского) так: «Льнет к берегу и снова рвется вдаль, И в мерном плеске чувствует душа Безмерную печаль». Супружеская измена оказывается хуже, чем преступлением, – предательством Мэй самой себя и, по сути, перечёркнутыми устремлениями начать жить заново. Иными словами, чем-то сродни смерти… И ещё хорошо, что Д’Амато находит силы для новой попытки.

Стычка в ночи / Clash by Night (1952): кадр из фильма
Отчаяние…

Отдельного упоминания заслуживает Мэрилин Монро, тогда – только восходившая на вершину Олимпа славы и постигавшая азы ремесла лицедея (тренер по актёрскому мастерству, к неудовольствию Фрица, через его голову давал указания подопечной), для которой роль молодой провинциалки, не желающей спускать жениху замашки мужлана, стала важным профессиональным достижением.

.

__________
1 – Прокатная плата составила $1,5 млн.
2 – Следом появились новые театральные и телевизионные постановки.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Гавриков Игорь. Ловушка для Золушек // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 29. – С. 51-55.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+