Стычка в ночи / Clash by Night (1952)

Гавриков Игорь. Ловушка для Золушек // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 29. – С. 51-55.

История ее жизни превратились в сказку, которую вот уже несколько десятилетии рассказывают каждому поколению. Карьера негаснущей звезды кино до сих пор остается вожделенной мечтой девушек, но… Мечта не жизнь, и многие ли из них догадываются, что судьба Монро – не актрисы, а женщины была отнюдь не безоблачной, что вообще, бесплатный сыр бывает только в мышеловке?

Допустим, для нынешних кандидаток в Золушки туш нет секрета, и все же сладкий яд мифа кружит голову: пригубить его, а там – хоть и погибнуть. Как Мерилин! Ведь не зря считается, что по-настоящему великой ее сделала загадочная смерть…

51

ЛОВУШКА ДЛЯ ЗОЛУШЕК

Мерилин Монро – американский вариант воплощения мечты о Золушке, ставшей принцессой. Мерилин и вправду была Золушкой, ведь она поднялась с самого дна и достигла вершины Олимпа. Норма Джин Бейкер – таково настоящее имя Мерилин Монро – в детстве скиталась по приютам и никогда не видела своего отца. Она стала третьим ребенком в семье, где первые два умерли. У матери Нормы, Глздис Бейкер, работавшей одно время в монтажной на киностудии «РКО», было два мужа и еще несколько «знакомых» мужчин. Вероятнее всего, отцом Мерилин следует считать Стэнли Гиффорда, коммивояжера «РКО». Хотя в киносправочниках до сих пор встречаются и другие варианты фамилии Нормы Джин – Бейкер и Мортенсон. Психически неуравновешенная Глэдис Бейкер часто болела и кончила жизнь в «психушке». Кстати, о психической неполноценности матери Мерилин непрестанно упоминалось в прессе еще при жизни актрисы. Как бы там ни было, 1 июня 1926 года в Лос-Анджелесе родилась Норма Джин, впоследствии ставшая известной всему миру под именем Мерилин Монро.

Едва Норме исполнилось 16 лет, как она вышла замуж за моряка Джима Доэрти. Замужество стало для нее шансом бежать от бестолковой, беспризорной жизни. И вот долгожданное чудо: однажды на фабрику, где она работала, явился Дэвид Коновер, фотограф из Голливуда, чтобы запечатлеть на кинопленку девушек, «поддерживающих дух американских солдат». Так фотографии Нормы попали в газеты. За плату Норма позировала фотографам: в обычном виде – 5 долларов, в обнаженном – 50. Позже эти снимки сыграют в жизни актрисы важную роль. Норме пришлось несколько изменить внешность – по настоянию руководителя одного из фотоателье она перекрасила волосы и из  брюнетки превратилась в блондинку, что сделало ее гораздо сексапильней. Брала она и уроки актерского мастерства – 10 долларов за сеанс. Норма мечтала стать актрисой, ей не терпелось попасть в Голливуд. И Голливуд не смог не обратить внимание на девушку, чьи фотографии чуть ли не ежедневно появлялись в газетах. В 1946 году сбывается мечта Нормы Джин – она подписывает контракт с киностудией «XX век-Фокс». Вскоре после этого она и взяла псевдоним Мерилин Монро.

В первых фильмах Мерилин просто не заметили. Но ее Пегги в фильме «Леди из кордебалета» (1948) привлекла внимание и зрителей, и критики. В ней было нечто, отличающее будущую звезду от сотни голливудских старлеток: красота, доступность, желание, страсть, целомудрие, порок, вызов и робость… Сколькими же качествами должна обладать звезда? Однако время шло, а роли, достававшиеся Мерилин, не давали ей раскрыть себя. И вот – первая серьезная работа в фильме признанного мастера американского кино Джона Хьюстона «Асфальтовые джунгли». Благодаря рекламной кампании люди узнали о существовании прекрасной блондинки еще до выхода этой ленты: в свое время, по договору со студией «Коламбия пикчерс» Мерилин совершила поездку по стране, выступая в ночных клубах и позируя фотографам.

В конце 1951 года разразился страшный скандал – без ведома Мерилин Монро вышел календарь с ее фотографией в обнаженном виде. Это можно было сравнить разве что со взрывом: на киностудии обрушился поток писем от зрителей, требующих показать в фильмах сексапильную блондинку. Обычно пуритански настроенная американская публика довольно спокойно отнеслась к «выходке» актрисы. Так к Мерилин Монро пришла популярность. Теперь даже просто появление Мерилин на экране сильно возбуждало зрителей. Однако это еще не значит, что она стала актрисой, хотя в 1951 году Мерилин и снялась у Джозефа Манкевича в знаменитой ленте «Все о Еве».

Интересный персонаж сыграла актриса в фильме ветерана немецкого кино Фрица Ланга «Ночная схватка». И все же… В картине Манкевича роль была очень маленькой, а фильм Фрица Ланга прошел незамеченным. Но мэтры кино уже обратили внимание на Мерилин Монро. Сняться в фильме «Все о Еве» актрисе помог влюбленный в нее пожилой продюсер Джони Хайд. Он приложил массу усилий для того, чтобы Мерилин попала в какой-нибудь стоящий фильм. Им стала «Ниагара» Ген-

52

ри Хатауэя, в которой она сыграла роль роковой блондинки. Фильмы «Автобусная остановка», «Джентльмены предпочитают блондинок», «Как выйти замуж за миллионера», «Некоторые любят погорячее» (в нашем прокате – «В джазе только девушки») укрепили ее успех.

Трудно говорить о том чувстве, которое испытывали миллионы американцев по отношению к Мерилин Монро. Скорее, она являлась божеством: женщиной, о которой мечтают мужчины, и звездой, которой мечтает стать каждая женщина.

Все детали личной жизни актрисы тут же становились предметом обсуждения в прессе: ее второй брак с бейсболистом Джо Ди Маджо, связь с Фрэнком Синатрой. различные любовные похождения. Мерилин никогда не скрывала, что ей приходилось спать со многими продюсерами и режиссерами, чтобы получить роль.

Брак с Джо Маджо распался, хотя известный спортсмен и актриса, кажется, мечтали об одном и том же – о тихом уютном доме и о куче детей. Третий брак, с драматургом Артуром Миллером, продлился четыре года и сам по себе стал, несомненно, сенсацией. И действительно, колоритная супружеская пара: звезда Голливуда, секс-символ Америки, известная вульгарным и вызывающим поведением в обществе, и еврей-интеллектуал, который должен был предстать перед комиссией по расследованию антиамериканской деятельности. Однако этот союз был мучителен для обоих супругов. Артур Миллер написал специально для Мерилин сценарий фильма «Неприкаянные», последней картины с участием актрисы. Через четыре года после смерти Мерилин Артур Миллер напишет свою знаменитую пьесу «После грехопадения», где прообразами главных героев – Квентина и Мэгги – станут сам драматург и Мерилин Монро.

Актриса развелась с Артуром Миллером еще до начала съемок «Неприкаянных».

В начале 60-х наибольший шум вызвали ее романы с популярным французским актером Ивом Монтаном (они вместе снимались в музыкальной комедии Джорджа Кьюкора «Давай займемся любовью»), актером и певцом Фрэнком Синатрой, сенатором Робертом Кеннеди. Мерилин вновь сблизилась со своим бывшим мужем Ди Маджо.

Острый внутренний кризис наступил у Мерилин весной 1962 года во время съемок картины «Что-то случится» (теперь это название кажется вполне символичным). В фильме актрисе впервые предстояло поя-

54

виться совершенно обнаженной. Довольные журналисты без устали фотографировали великолепное тело Мерилин.

Однако с начала лета она уже не появляется на съемочной площадке. Мерилин сообщает, что больна. Несмотря на это, ее увольняют из штата кинокомпании «XX век-Фокс». Поведение актрисы всегда было совершенно непредсказуемо, и поэтому ее очередная выходка никого не удивила: она так часто опаздывала на съемки, а то и просто забывала выучить текст. Роль Мерилин достается другой актрисе, но картину так и не удается закончить – Мерилин заменить невозможно! Еще в начале августа она ведет переговоры о новой постановке, причем весьма любопытной. А 5 марта ее находят мертвой в собственном доме. Официальная версия – отравление снотворным – держалась твердо много лет. Мерилин действительно серьезно мучилась бессонницей, кроме того, по свидетельству некоторых, она много пила, увлекалась и наркотиками.

Правы те, кто считает, что именно неожиданная смерть сделала Мерилин Монро великой. Не известно, как сложилась бы ее актерская судьба в дальнейшем, ведь надо честно признать – особого таланта у нее не было. Так же трудно представить Мерилин Монро стареющей женщиной, теряющей былую красоту.

Смерть сделала Мерилин Монро великой в глазах миллионов людей, оставив огромное количество вопросов, которыми лучше всего заниматься детективам. Если самоубийство снотворным, то почему его следы найдены в крови, а не в желудке? А о чем говорит ранка от укола на ее бедре? Куда пропал дневник актрисы? Почему ее квартира оказалась буквально нашпигованной подслушивающей аппаратурой? Чем объясняется весьма странное поведение лиц, хоть как-то соприкасавшихся с Мерилин в последний момент – служанки, врача, полицейского?

Естественно, что «дело Монро» расследовали не только полицейские, но и журналисты, и частные детективы. И большая часть из них в конце концов пришла к выводу, что Мерилин Монро была убита, и что убийство это носило политический характер. Причина тому – тесные отношения актрисы с виднейшими политическими деятелями США – Джоном и Робертом Кеннеди.

Считается, что с Джоном Мерилин познакомилась еще в 1951 году во время его предвыборной кампании. Однако достоверных фактов о ее любовной связи с ним нет. Мерилин давно была знакома и с певцом Фрэнком Синатрой, известным своей дружбой с боссами мафии. Быть может, актриса оказалась между двумя могучими враждующими кланами: кланом Кеннеди и кланом Синатры. Людям Синатры и. в частности. Д. Хоффе (позже приговоренному за связь с мафией к длительному тюремному заключению) не удалось использовать Мерилин для компрометации президента Дж.Кеннеди. Не смогли они доказать и связь министра юстиции Роберта Кеннеди с Мерилин Монро. Не исключено, что Мерилин знала слишком много политических секретов, потому что круг ее общения был достаточно велик. Поэтому за пропавший дневник и было обещано крупное вознаграждение, но никто не откликнулся до сих пор…

Кто же виноват в смерти актрисы? Очень точно об этом сказал крупнейший польский кинокритик Ежи Теплиц: «Если начать процесс против убийц актрисы, обвиняемыми в этом процессе стали бы Голливуд и история кинематографии, развлекательная промышленность и современная эротическая мифология, пресса, радио, реклама, мужчины, женщины, армия, молодежь. а также сама пострадавшая. Это был бы процесс против отрицательных сторон цивилизации XX века с ее концепцией успеха, образа жизни, счастья и любви».

Игорь ГАВРИКОВ

55

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+