Судная ночь / The Purge (2013)

Судная ночь / The Purge (2013): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Чистка» / «Очистка» / «Очищение» (варианты перевода названия), «Американский кошмар» / «American Nightmare», (Франция), «Виджиландия» / «Линчеляндия» / «Vigilandia» (рабочее название).

Франция, США.

Продолжительность 85 минут.

Режиссёр Джеймс ДеМонако.

Автор сценария Джеймс ДеМонако.

Композитор Нэйтан Уайтхед.

Оператор Жак Жуффре.

Жанр: фильм ужасов, триллер

Краткое содержание
В 2014-м году «Новые отцы-основатели Америки», политическая партия тоталитарного типа, пришла к власти в США в период острейшего экономического кризиса. К 2022-му удалось стабилизировать ситуацию и даже добиться радикального улучшения: безработица снижена до 1%, криминал — на рекордно низком уровне. Причиной этого послужила уникальная акция — ежегодная «Судная ночь» (The Purge), когда официально разрешено совершать любые, в том числе особо тяжкие, преступления. Джеймс Сэндин (Итан Хоук), зарабатывающий на продаже охранных систем, возвращается домой, надеясь, что очередное «мероприятие» пройдёт для него и членов семьи спокойно…

Также в ролях: Лена Хиди (Мэри Сэндин), Макс Буркхолдер (Чарли Сэндин), Аделаида Кейн (Зоуи Сэндин), Эдвин Ходж (раненый незнакомец), Риз Уэйкфилд (политический лидер), Крис Малки (мистер Хэлерсон), Тиша Френч (миссис Хэлверсон), Том Йи (мистер Кали), Джош Уэзелкуч (участник Судной ночи).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 31.07.2020

Авторская оценка 5/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Судная ночь / The Purge (2013): кадр из фильма
Незваные гости

В своё время неплохой американский триллер «Судная ночь» /1993/ (в оригинале – «Judgment Night») получил на нашем видеорынке известность под грозным, прямо-таки библейским названием «Ночь страшного суда». В случае с постановкой Джеймса ДеМонако уже вариант «Судная ночь» видится избыточно пафосным, поскольку термин «the purge» вызывает у носителей английского языка устойчивые… медицинские ассоциации. Грубо говоря, имеется в виду вовсе не расплата за прегрешения – проводится прямая параллель с процедурами ‘очистки’ организма или даже с эффектом от ‘слабительного’. Многочисленные энтузиасты (представители пусть не элиты, но всё равно – обеспеченных слоёв населения) провозглашают себя санитарами больших и малых городов, избавляющими общество от «балласта»: нищих и убогих, не способных ни дать отпор, ни обеспечить себе дорогостоящую защиту. Другое дело, что на практике всё оказывается гораздо сложнее.

Судная ночь / The Purge (2013): кадр из фильма
Они настаивают

Режиссёр-сценарист может сколько угодно уверять, что замысел родился под впечатлением от дорожного инцидента, когда его жена высказала идею, что было бы здорово ввести «квоту» на одно легальное (разрешённое законом) убийство в год – дабы граждане могли, как говорится, выпустить пар, оставаясь остальное время нормальными, цивилизованными индивидами. К похожей фабульной предпосылке обращался ещё советский писатель-диссидент Юлий Даниэль в повести «Говорит Москва»1, да и в киноискусстве к подобной проблематике вплотную подступались, в частности, японцы Киндзи Фукасаку и Такаси Миикэ (в «Королевской битве» /2000/ и «Человеке-зебре 2: Атаке на Зебра-Сити» /2010/). Но это не умаляет достижений кинематографиста. Я как раз не удивлён, что фильм, обошедшийся в производстве всего в $3 млн., собрал в мировом прокате $89,3 млн. – и послужил основой для успешной медиафраншизы. Между прочим, Итан Хоук в очередной раз продемонстрировал незаурядное чутьё на интересные малобюджетные проекты.

Судная ночь / The Purge (2013): кадр из фильма
Можно ли не пускать?

Всё это так – и тем не менее создатели «Судной ночи» уязвимы в плане критики. ДеМонако до обидного не хватает – не профессионализма, нет – чувства стиля, присущего, например, Джону Карпентеру, на чей опыт (в частности, на «Нападение на 13-й участок» /1976/) кинематографист явно ориентировался. Примерно до середины сеанса растёт досада из-за того, что столь мощная интрига не позволила создать соответствующее напряжение. Закрадывается подозрение, что режиссёр не слишком хорошо понимает, какую сверхзадачу поставить актёрам, изображающим людей из «среднего класса» (чету с двумя чадами) в необычных обстоятельствах. Сэндин уверяет детей, что им с мамой не требуется поддаваться всеобщему безумию (обагрять руки кровью, давая выход скопившемуся за год гневу), но всё равно – раз за разом говорит о пользе, приносимой уникальным мероприятием. К счастью, по мере приближения к развязке развитие сюжета становится более интересным и непредсказуемым – и под занавес героев даже ждёт сюрприз, преподнесённый доброжелательными соседями, не простившими обмана. По-видимому, Джеймс и сам ощутил, что использовал далеко не все возможности, постаравшись исправиться в сиквелах.

.

__________
1 – Правда, применительно к реалиям СССР такое допущение звучало вопиюще глупо.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+