Супермен 2 / Superman II (1980)

Супермен 2 / Superman II (1980): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Супермен II» / «Супермэн II» (варианты перевода названия).

США, Великобритания.

Продолжительность 127 минут (версия Ричарда Доннера – 116 минут).

Режиссёры Ричард Лестер, Ричард Доннер (без указания в титрах).

Авторы сценария Марио Пьюзо, Дэвид Ньюман, Лесли Ньюман, Том Манкевич (без указания в титрах) по сюжету Марио Пьюзо на основе персонажей, придуманных Джо Шустером и Джерри Сигелом.

Композитор Кен Торн.

Операторы Роберт Пейнтер, Джеффри Ансворт.

Жанр: фильм действия, научная фантастика

Краткое содержание
Взорвав в космосе водородную бомбу, которой террористы угрожали властям Франции, Супермен (Кристофер Рив) нечаянно помогает высвободиться трём преступникам с Криптона, приговорённым к вечному нахождению в Зоне. В итоге генерал Зод (Теренс Стэмп), Урса (Сара Дуглас) и Нон (Джек О’Хэллоран) объявляются на Земле, не скрывая намерений править на планете. А тем временем ничего не подозревающий Кларк Кент, открыв тайну Лоис Лейн (Марго Киддер), отказывается ради жизни с любимой женщиной от сверхъестественных способностей.

Также в ролях: Джин Хэкмен (Лекс Лютер), Нед Битти (Отис), Джеки Купер (Перри Уайт), Валери Перрин (Ив Тешмахер), Сюзанна Йорк (Лара), Э.Г. Маршалл (резидент), Марк МакКлюр (Джимми Олсен), Люин Уиллогби (Люин), Робин Паппас (Элис), в эпизодах Жан-Пьер Кассель (французский офицер на белой лошади, без указания в титрах), Ричард Доннер (прогуливающийся человек, без указания в титрах), Гленн Форд (Джонатан Кент, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.09.2016

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Супермен 2 / Superman II (1980): кадр из фильма
Суперпоцелуй Супермена

Издавна подмечено, что скандалы, сопутствующие творческому процессу, служат превосходной (лучшей?) рекламой – и, кстати, нередко затеваются продюсерами именно с целью привлечения к проекту максимального внимания потенциальных зрителей. Но в случае с «Суперменом 2» Илья Залкинд и Пьер Спенглер явно переборщили, в дополнение к судебной тяжбе с Марлоном Брандо публично разругавшись с режиссёром. Многие члены съёмочной группы проявили лояльность Ричарду Доннеру (кстати, не без иронии отметившемуся в «камео»), а неиспользованного отснятого материала оказалось так много, что это позволило ему позже – по просьбе поклонников, забросавших ходатайствами Warner Bros. – смонтировать собственную версию. Но потраченные $54 млн. (чуть меньше, чем на оригинал) всё равно вернулись сторицей1 – и это способствовало росту эйфории среди почитателей комиксов, хотя окончательно «фабрика грёз» «сдастся» только через несколько десятилетий.

Супермен 2 / Superman II (1980): кадр из фильма
Супермен победит!

Впрочем, лично я разделяю мнение тех, кто считает, что приход Ричарда Лестера если и не пошёл картине на пользу, то точно – не навредил. Кинематографист, хотя и родившийся в США, за время нахождения в Великобритании успел проникнуться европейской культурой и, к слову, никогда не разделял интереса к красочным книжкам с картинками. Одному из лучших комедиографов-шестидесятников претило стремление предшественника сотворить на сказочно-фантастическом (и ещё неизвестно, в большей степени – сказочном или же фантастическом?) материале нечто эпическое и эпохальное, достойное руки Дэвида Лина. Демонстрация возможностей залётными гостями специально для усомнившихся обитателей провинциального городка и их кульминационное противостояние на улицах мегаполиса Супермену, чью слабость (беспокойство за судьбы невинных людей) быстро раскусил Зод, конечно, не могли не быть отмечены грандиозным размахом. Но в прочих эпизодах (чего только стоит сцена на Луне, где забытые общественностью астронавты вовсю сотрудничают с советскими космонавтами!) режиссёр не забывает о здоровой иронии. И, разумеется, всячески подбадривает Кристофера Рива в стремлении сыграть на контрасте – выставить Кларка Кента в максимально нелепом свете. Но, пожалуй, ещё показательнее обращение Лестера с «сокровенным» подтекстом первоисточника, вложенным Джо Шустером и Джерри Сигелом. Если Джор-Эл должен был ассоциироваться с Богом Отцом, посланный на Землю отпрыск – с Богом Сыном, то зловещему, вечно мрачному Зоду отведена, естественно, роль сатаны, прибывшего царствовать, сея хаос и разрушения. Однако по факту гораздо ярче получился… вполне земной мелкий бес – старина Лекс, сбежавший из тюрьмы и не преминувший предложить свои услуги могущественным пришельцам. Не с Джина Хэкмена ли возьмёт пример и Джек Николсон, согласившись воплотить образ Джокера? Не исключено!

.

__________
1 – Кассовые сборы в национальном прокате составили $108,2 млн., в мировом – $190,4 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Михалкович Валентин. Полёты без папы // Видео Дайджест. – 1992, № 8. – С. 49-52.
Человек с маркой супер // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 05. – С. 22-24.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+