Супермен / Superman (1978)

Денисов И. Герои комиксов обретают плоть// Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 18. – С. 34-36.

Герои комиксов обретают плоть

Среди объектов особого почитания и любви у американцев далеко не на последнем месте находятся комиксы. Наиболее известные комиксы были сделаны в 30-е годы, печально известные как годы «великой депрессии». Появившиеся тогда Супермен, Бэтмэн и прочие рисованные герои имели облик обыкновенных людей. А их подвиги означали, что любой американец способен справиться с проблемами так же, как, например, Бэтмэн с Джокером. Даже уж совсем отчаявшиеся видели в комиксах не руководство к действию, а просто красивые сказки, позволяющие отвлечься от действительности и хотя бы на ярких страницах увидеть победу добра. Время шло. Все менялось. Комиксы становились неотъемлемой частью американской жизни, а политические события накладывали свой отпечаток на их содержание. Так на смену абстрактной Женщине-кошке пришли сначала фашисты, а потом коммунисты. И, наконец, подвиги Бэтмэна можно было уже увидеть не только в книжках, но и на кино- и телеэкранах.

И вот с конца 70-х годов и по настоящее время не прекращается «комиксовый кинобум». Комиксы экранизировались и ранее, но успеха, равного тому, что выпал на долю современных фильмов, не было. Американский кинематограф последнего десятилетия вообще зачастую ориентирован на «старое доброе время». И это не случайно, поскольку зрители испытывают ностальгию по таким фильмам. К тому же, несмотря на то, что «великая депрессия» благополучно миновала, проблем от этого не убавилось, и прежние причины успеха комиксов остаются актуальными и по сей день. А благодаря научно-техническому прогрессу, приключения супергероев стали выглядеть на экране гораздо эффектнее, чем десятки лет назад.

34

Рассказ об экранизациях комиксов следует начать с легендарного «Супермена», проложившего дорогу целому киносериалу. (О нем «Видео-Асс Экспресс» уже писал в № 5). Супермен – классический герой комикса. Обладающий невероятной силой пришелец из космоса, выглядит как простой американец и не выпадает из ряда своих собратьев по жанру. «Супермен», возникший, кстати, под очевидным влиянием «Звездных войн» Джорджа Лукаса (фильма, сделанного тоже в «комиксовой» стилистике), повлек за собой появление на киноэкране плеяды благородных летающих красавцев.

Флэш Гордон – так звали первого конкурента «Супермена», героя одноименного фильма Майка Ходжеса, снятого в 1980 году. Ходжес не хотел в чем-либо уступать Доннеру, и поэтому в его картине, кажется, присутствуют все необходимые ингредиенты для кассового успеха. Отличные актеры, такие, как Макс фон Сюдов, Тимоти Далтон, Орнелла Мутти. Музыка замечательной группы «Куин», впечатляющие спецэффекты, профессиональная стилизация кинофантастики тех же 30-х. Но успеха «Супермена» Ходжес не добился. Как, впрочем, и Даниэль Холлер, создатель фильма «Бак Роджерс в XXV веке» (1979). Космонавт Роджерс, уступавший в популярности Супермену на страницах комиксов, не сумел превзойти его и на киноэкране.

История отважного героя-астронавта, попавшего из нашего времени в XXV век, и там сразившегося с космическими пиратами, поставлена с куда меньшим размахом, чем тот же «Флэш Гордон», и выглядит лишь жалким подобием «Звездных войн». Но не следует думать, что славная история комиксов в кино на этом и заканчивается. Новый взрыв популярности национального американского киножанра произошел в 1989 году. Эхо этого взрыва не утихло до сих пор.

Борец за справедливость Бэтмэн (Человек – летучая мышь), прозванный так за свое необычное одеяние и способность парить в воздухе подобно летучей мыши, впервые появился на страницах комиксов в 1939 году. К 50-летнему юбилею героя кинокомпания «Warner Bros» задумала суперфильм. Постановщиком стал Тим Бертон, уже известный своей оригинальной мистической комедией «Битлджус» («Жучиный сок»). Образ Бэтмэна воплотил Майкл Китон (как правило, главные роли в экранизациях комиксов играют не такие уж и знаменитые актеры, как, например, Кристофер Рив в «Супермэне»). В главной женской роли выступила очаровательная Ким Бэсингер. А злодея Джокера блестяще сыграл непревзойденный Джек Николсон. Был также приглашен и популярный певец Принс, чьи песни органично вошли в ленту. Оглушительный успех «Бэтмэна» превзошел все ожидания. По кассовым сборам он опередил в 1989 году даже Индиану Джонса с его крестовым походом. В центре картины, как известно, отчаянная схватка Бэтмэна (в миру – скромный миллионер Брюс Уэйн) с коварным злодеем Джокером, убившим когда-то родителей Уэйна. Впрочем, месть не главное для Бэтмэна, ибо он сражается с Джокером не как с личным врагом, а как с воплощением абсолютного зла, угрожающего всему живому. Основным достоинством фильма, как мне кажется, является его пародийность по отношению к первоисточнику, старому комиксу. И как раз этого качества оказался лишен сиквел «Бэтмэн возвращается». Все силы авторов были направлены на создание еще

35

более грандиозного зрелища. Однако, в результате, «блюдо» оказалось слишком «пересоленным», одним словом, малосъедобным.

В 1990 году знаменитый актер Уоррен Битти выпустил «Дика Трэйси» – экранизацию комиксов об отважном полицейском (кстати, слово «tracy» на слэнге означает «сыщик»). Дик ничем не хуже Бэтмэна и даже имеет свою униформу. Только вместо черного костюма «а ля летучая мышь» – желтые плащ и шляпа. Продолжая традиции «Бэтмэна», Битти создает уже не столько экранизацию комикса, сколько пародию на экранизацию. Пародия получилась, ведь у Битти, который блестяще сыграл самого Дика Трэйси, были сильные помощники – превосходные актеры Дастин Хофман, Аль Пачино, Мадонна, отличные гримеры и художники. Результатами Битти может оставаться доволен: солидные (хотя и меньше, чем у «Бэтмэна») сборы, высокая оценка критиков, «Оскары» художникам, гримерам, декораторам, автору песни, исполняемой Мадонной, Стивену Сондхейму.

Кинокомпания «Буэна Виста», выпустившая на экраны «Дика Трэйси», в 1991 году выпустила еще одну картину – «Ракетчик». Режиссером выступил бывший мастер по спецэффектам Джо Джонстон. Заняты в фильме Уильям Кэмпбелл, Алан Аркин, Тимоти Далтон, Дженифер Коннелли. Пилот Клифф Секорд становится супергероем Ракетчиком, как и Брюс Уэйн, под давлением обстоятельств («супергерой, который, в общем-то, не супергерой» – говорит исполнитель роли Пиви, друга Секорда, Алан Аркин), так как он и его наставник оказываются втянутыми в весьма опасное дело. «Ракетчик» пользовался немалым успехом, но вскоре его затмила версия другого известного комикса.

А именно, «Семья Адамсов» Барри Зонненфельда. Американцы очень любят истории об этой семейке. Когда-то со страниц комиксов семья Адамсов, перебралась на телеэкран в одноименный сериал, теперь пришла пора большого экрана. На главные роли в черную комедию о жутком семействе редкостных злодеев были очень точно выбраны превосходные актеры Анжелика Хьюстон и Рауль Хулиа, благо обоим приходилось играть негодяев (соответственно «Честь семьи Прицци» Джона Хьюстона и «Новичок» Клинта Иствуда). Миллионы, стремительно собранные «Семьей Адамсов», вышедшей на экраны мира в декабре 1991 года (хороший подарок к Рождеству), и явная победа фильма над «Ракетчиком» наводит на размышления: неужели что-то меняется? И на смену супергероям комиксов пришли суперзлодеи из этого таинственного рисованного мира?

И. ДЕНИСОВ

36

Pages: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+