Свидетель / Witness (1985)
Полнометражный фильм (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Другие названия: «Призванный домой» / «Почивший» / «Called Home» (рабочее название).
США.
Продолжительность 112 минут.
Режиссёр Питер Уир (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Авторы сценария Памела Уоллес, Эрл У. Уоллес по сюжету Уильяма Келли, Памелы Уоллес, Эрла У. Уоллеса (премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»).
Композитор Морис Жарр (номинации на «Оскар», «Золотой глобус» и «Грэмми»).
Оператор Джон Сил (номинация на «Оскар»).
Также премию «Оскар» получил Том Нобл (монтаж).
Также на премию «Оскар» номинировались Стэн Джолли, Джон Х. Андерсон (художники-постановщики).
Жанр: криминальный фильм, драма, мелодрама, триллер
Краткое содержание
Рейчел Лапп (Келли МакГиллис, номинация на «Золотой глобус»), живущая в одной из общин амишей в Пенсильвании, отправляется на поезде к своей сестре в Филадельфию вместе с восьмилетним сыном Самуэлем (Лукас Хаас). Во время ожидания на вокзале мальчик становится свидетелем убийства человека (Тимоти Кархарт). Детектив Джон Бук (Харрисон Форд, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус») сообщает женщине, что не может позволить им уехать, пока не будут проведены необходимые следственные мероприятия. Самуэль неожиданно опознаёт одного из преступников в лейтенанте полиции Джеймсе МакФи (Дэнни Гловер). Бук понимает, что необходимо действовать очень аккуратно.
Также в ролях: Джозеф Соммер (Пол Шэффер), Ян Рубеш (Эли Лапп), Александр Годунов (Даниэль Хохлайтнер), Брент Дженнингс (Картер), Пэтти ЛюПон (Элейн), Энгус МакИннес (Ферги), Фредерик Рольф (Штольцфус), Вигго Мортенсен (Мозес Хохлайтнер), Джон Гарсон (Бишоп Чантц), Беверли Мэй (миссис Йодер), Эд Кроули (шериф).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.03.2017
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
У амишей существует специальный термин румспринга, служащий для обозначения 14-16-летних подростков, получающих возможность посмотреть жизнь за пределами общины и попробовать блага современной цивилизации (вплоть до предания блуду и употребления алкоголя и «лёгких» наркотиков), прежде чем они сделают сознательный выбор, принимать крещение или нет. Однако Самуэлю в силу определённого стечения обстоятельств пришлось познать внешний мир гораздо раньше. И речь не о бескрайних просторах, открывающихся из окна поезда, не о красивых вокзалах, не о шумных, залитых огнями городах – словом, не обо всём том, что имел в виду Даниэль Хохлайтнер, напутствуя мальчика. Потрясением для ребёнка становится и не знакомство со смертью человека как таковое (вспомним, что фильм начинается с проводов в последний путь Джейкоба, супруга Рейчел), а именно расправа – акт исключительной жестокости, на которую подчас способны люди. Между прочим, приглашение Дэнни Гловера на роль убийцы, являющегося, как впоследствии выяснится, полицейским с безупречным послужным списком, усилило шоковый эффект – пусть Питер Уир и не мог предвидеть, что актёр вскоре прославится в образе неподкупного, отважного, бескомпромиссного блюстителя закона и примерного семьянина. Впрочем, это всего лишь служит завязкой.
Было наивно надеяться, что адепты консервативного религиозного движения согласятся принять участие в съёмках – правда, Келли МакГиллис всё же удалось, готовясь к роли, пожить некоторое время у вдовствующей женщины из амишей. Наоборот, их официальные представители призвали к бойкоту картины, опасаясь, что её популярность1 спровоцирует нашествие туристов, и получили от губернатора Пенсильвании обещание противодействовать подобным начинаниям в дальнейшем. Кинематографистам пришлось довольствоваться массовкой из числа приверженцев других (родственных, но не менее строгих) направлений меннонитства, а подчёркнуто уважительное живописание малоизученного, экзотичного для большинства обывателей быта всё же не подразумевало сглаживания острых углов. Допустим, Джону приходится прибегнуть к кулакам (здесь бы органично смотрелся и Сильвестр Сталлоне, сожалевший, что отказался от партии), вступаясь за новых друзей, покорно, следуя принципу непротивления злу насилием, сносящих насмешки и оскорбления от зарвавшихся местных жлобов. Сама ситуация, когда раненый детектив находит прибежище в закрытой общине, будучи не в силах обеспечить защиту Рейчел с маленьким сыном (напрасно Джон доверился начальнику и старому товарищу, оказавшемуся причастным к преступлению, сулящему десятки миллионов долларов), предполагает конфликт, не имеющий простого и безболезненного разрешения. С одной стороны события лишний раз подтверждают ту очевидную истину, что от жизни, от дурных наклонностей человеческой натуры не укрыться в изолированном мирке, существующем по законам братства и любви, отринувшем плоды прогресса. Но с другой – Бук проявил себя достаточно мудрым и чутким, чтобы по достоинству оценить ниспосланный свыше шанс познакомиться с иным укладом, убедившись, что привычный способ существования не единственно возможный. Разумеется, он отдаёт себе отчёт, что их взаимная любовь с Рейчел не имеет будущего, зато относительно благополучный исход был обусловлен, если вдуматься, поистине судьбоносной встречей. Не удивительно, что Харрисон Форд, оценивший редкостный талант режиссёра, без колебаний согласится на участие в следующей постановке Уира, «Берег москитов» /1986/, развившей мотив иллюзорности идеи бегства от цивилизации и вообще – реализованной в значительной степени благодаря успеху «Свидетеля».
.
__________
1 – А популярность действительно имела место, поскольку при бюджете $12 млн. кассовые сборы в национальном прокате составили $65,5 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Кудрявцев Сергей. Кинокомпас // Советский экран. – 1989, № 15. – С. 30.
Добавить комментарий