Сыщик / Syshchik (1980)

Сыщик / Syshchik (1980): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «The Detective» (международное англоязычное название), «Der Detektiv» (ГДР).

СССР.

Продолжительность 128 минут.

Режиссёр Владимир Фокин.

Автор сценария Владимир Кузнецов.

Композитор Эдуард Артемьев.

Оператор Вячеслав Егоров.

Жанр: фильм действия, комедия, криминальный фильм

Краткое содержание
Женя Кулик (Андрей Ташков), заваливший вступительные экзамены на юридической факультет вуза, обещает своей девушке Нине (Ирина Аугшкап), что обязательно подаст документы ещё раз через год. А пока — поступает на службу в милицию. Проходит время, сержант Кулик неплохо справляется с расследованиями мелких правонарушений. Полковник РОВД Арсений Петрович Сорокин (Николай Скоробогатов) рекомендует Евгения полковнику Вячеславу Константиновичу Климову (Игорь Кваша), проводящему силами областного УУР операцию по задержанию особо опасной банды под предводительством «Палёного» (Борис Химичев).

Также в ролях: Юрий Гусев (старший лейтенант милиции Гуладзе), Лариса Лужина (Таисия, женщина «Палёного»), Валерий Беляков («Труха»), Александр Пашутин (Шпунько), Леонид Ярмольник («Гнус»), Алексей Зотов («Кощей»), Николай Тырин (Фомичёв), Олег Чайка («Пончик»), Владимир Прохоров («Ситный»), Вадим Захарченко (пассажир «Запорожца» с фразой «Не рычи!»), Джемал Ниорадзе (Смолянинов, инспектор ГАИ), в эпизодах Станислав Коренев (отец Нины), Инга Будкевич (мать Нины), Николай Погодин (бандит), Владимир Никитин (Голованёв), Юрий Сорокин (капитан милиции), Александр Лебедев (Василий Никанорович, старшина в тире), Артур Нищенкин (Варенчук), Зинаида Сорочинская (Марья Сергеевна), Павел Быков (егерь), Александр Фриденталь, Владимир Жариков, Виктор Волков, Леонид Трутнев (лидер хулиганов, избивающих Кулика, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.12.2015

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Сыщик / Syshchik (1980): кадр из фильма
Сыщик за работой

Уже тот факт, что фильм пользовался огромным зрительским спросом, собрав по 43,6 миллионов человек на серию (больше, чем поляр «Полицейский или бандит» /1979/, вышедший на советские экраны под названием «Кто есть кто», где блистал сам Бельмондо1), должен привлечь к первой полнометражной постановке Владимира Фокина повышенное внимание. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов заслуги крепкого кинодраматурга Владимира Кузнецова, на счету которого было много удачных фильмов разных жанров (включая знаменитую трилогию о полковнике милиции Зорине). Однако остаётся, право, только поразиться таланту сравнительно малоопытного режиссёра, лишь оттолкнувшегося от существующих традиций, подвергнув их остроумному – но без глумления и утраты чувства меры – переосмыслению. В отдельные моменты в памяти даже всплывают термины «постмодернизм» и «интертекстуальность», лишний раз подтверждая, что, вопреки измышлениям, социалистические, и советские в частности, кинематографисты не оставались в стороне от вызревавшего тогда нового художественного метода и, соответственно, мироощущения. Вспомним (мысленно сопоставив с похожим фрагментом, например, в мини-сериале «Место встречи изменить нельзя» /1979/ и… посмеявшись в кулак) ехидный эпизод на воровской малине, где члены банды смотрят «Красное и чёрное» /1976/. Мало того, что в этой экранизации романа Стендаля снимались актёры, позже ангажированные Фокиным (правда, ни Леонид Ярмольник2, ни Леонид Захарченко всё же не сидели у телевизора), так ещё предметом обсуждения персонажей становятся… процедура подачи апелляции и прочие уголовно-процессуальные тонкости во Франции XIX века. От личного опыта, неизбежно накладывающего отпечаток на восприятие, как говорится, никуда не деться.

Сыщик / Syshchik (1980): кадр из фильма
Задачка для полковника

К слову, мотив восприятия объективной действительности (мотив, заметим, вполне философский!) становится едва ли не доминирующим. Задремав в купе поезда, Кулик видит себя во сне бесстрашным героем, в одиночку (в заброшенной церкви и прямо на глазах у невесть как очутившейся там избранницы) разбирающимся с преступниками, в том числе с ранее избившими его хулиганами. На самом же деле операция сопровождения курьера завершится куда быстрее и курьёзнее. Но Евгений всё же получит шанс восстановить пошатнувшееся реноме – и доказать всем, включая себя, что не лыком шит. Авторы с откровенным, с позволения сказать, удовольствием наблюдают за долгой, изнурительной погоней парня за матёрым преступником по лесам да топям, которая быстро перерастает в психологическую дуэль двух волевых личностей. Второе, наваливающееся на Женьку тяжким бременем сновидение (видение наяву? галлюцинация?) будет не столь жизнеутверждающим – зато точнее передать, какого перенапряжения сил стоило ему довести пойманного рецидивиста, было бы, наверное, невозможно. Вот только не успевает высокий пафос по-настоящему окрепнуть, как Фокин и Кузнецов вновь уводят повествование в шуточное русло. Что поделаешь, если золотом занимаются другие, специально уполномоченные органы… Хотя за Кулика (отличная работа Андрея Ташкова, не так давно окончившего Театральное училище им. Б. Щукина) в любом случае можно не волноваться: приключений на его век хватит!

.

__________
1 – Правда, всё же меньше, чем у «Петровки, 38» /1980/ Бориса Григорьева по повести Юлиана Семёнова.
2 – Между прочим, поначалу претендовавший на главную роль, но в результате – довольствовавшийся партией мотоциклиста, подстраховывающего «Палёного».

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Катина В. Работать надо весело, а говорить – серьёзно // Советский экран. – 1989, № 18. – С. 18.

 Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+