Таксист / Taxi Driver (1976)

Таксист / Taxi Driver (1976): постер

Полнометражный фильм («Золотая пальмовая ветвь» Каннского МКФ, номинация на «Оскар»).

Другое название: «Водитель такси» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность 113 минут (усечённая версия – 110 минут).

Режиссёр Мартин Скорсезе.

Автор сценария Пол Шредер (номинация на «Золотой глобус»).

Композитор Бернард Херрманн (номинации на «Оскар» и «Грэмми»).

Оператор Майкл Чэпмэн.

Жанр: криминальный фильм, драма

Краткое содержание
Ньюйоркец Трэвис Бикл (Роберт Де Ниро, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), демобилизовавшийся морской пехотинец, прошедший вьетнамскую войну, устраивается на работу таксистом в надежде хотя бы так справиться с одолевающей бессонницей и чувством непреодолимого одиночества. Трэвис искренне старается наладить жизнь и даже пробует завязать отношения с девушкой по имени Бетси (Сибилл Шеперд), участвующей в организации избирательной кампании сенатора Чарльза Пэлэнтайна (Леонард Харрис) — кандидата в Президенты. Но…

Также в ролях: Джоди Фостер (Айрис «Изи» Стинсма, номинация на «Оскар»), Питер Бойл (таксист «Колдун»), Альберт Брукс (Том, коллега Бетси), Харви Кейтель (Мэттью «Спорт» Хиггинс, сутенёр Айрис), Виктор Арго (Мелио, в титрах как Vic Argo), Мартин Скорсезе (пассажир Трэвиса), Гарт Эйвери (подруга Айрис), Стивен Принс (Энди, торговец оружием), Питер Сэведж (Джон).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.10.2016

Авторская оценка 9/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Таксист / Taxi Driver (1976): кадр из фильма
На тропе войны

Изначально в замысле «Таксиста» автобиографические мотивы, судя по всему, доминировали. Пол Шредер вспоминал о том, как, пребывая в состоянии глубочайшей депрессии из-за потери работы, затянувшегося бракоразводного процесса и болезненного расставания с подругой, провёл пару тяжёлых месяцев в её квартире, не разговаривая ни с кем, посещая порнографические кинотеатры и давая выход своей одержимости огнестрельным оружием. И тогда же, всего за пять дней, написал сценарий, решив, правда, сделать местом действия не Лос-Анджелес, а Нью-Йорк, где профессия таксиста распространена гораздо больше. Одновременно источником вдохновения кинодраматургу послужил опубликованный дневник Артура Бремера1 – человека, совершившего покушение на убийство Джорджа Уолласа, кандидата на пост главы страны. Кроме того, вскоре после премьеры и последовавшего художественного резонанса предметом пристального изучения стали многочисленные культурные влияния, испытанные кинематографистами. От Фёдора Михайловича Достоевского, погружавшегося в бездну безумия – в «подполье», до французских экзистенциалистов, описанное которыми смятение эмоций и мыслей, ощущение непреодолимой отчуждённости, будучи перенесёнными на американскую почву, приобрели ещё более мрачное звучание. Менее очевидны, но тоже принципиальны аллюзии на классический (и притом – ревизионистский) вестерн «Искатели» /1956/, усиленные благодаря корректировкам сценария: отказавшись от идеи изобразить сутенёра темнокожим, Мартин Скорсезе аккуратно придал Хиггинсу сходство с фордовским вождём команчей, прозрачно намекнув, что «Спорт» примерно так же похитил безвинную юную девушку. Да и упоминаемый Бетси альбом Криса Кристофферсона (между прочим, накануне снимавшегося у режиссёра вместе с Джоди Фостер), который Бикл преподносит ей в дар, и переклички с шлягером Гарри Чепина «Такси» помогают лучше понять и прочувствовать неоднозначный подтекст произведения. Всё это наводит на предположение, что, внося лепту в формирование эстетической программы так называемого Нового Голливуда, Скорсезе и Шредер, безусловно, способствовали приданию национальному кинематографу ранее недостижимой степени реализма (реализма быта и реализма духа) и в то же время – вплотную приблизились к постмодернистским изысканиям. В «Таксисте» личное и всеобщее оказываются в равной степени важны, а процесс самовыражения ничуть не вступает в противоречие с анализом общественно значимых проблем, раскрывающим гражданскую позицию создателей, и стремлением философски осмыслить само Время.

Фильм завораживает.

Таксист / Taxi Driver (1976): кадр из фильма
Сумеет спасти?..

Завораживает тем, с какой аутентичностью воспроизведена атмосфера мегаполиса, жизнь которого в светлое и тёмное время суток различается кардинально. В закадровом комментарии Бикл, не отказывающийся везти пассажиров в любой из районов, подобно бесстрастному хроникёру, не обнаруживая эмоций, подмечает мельчайшие будничные детали, в том числе самые неприглядные и шокирующие, давно перестав удивляться тем колоритным личностям, что оказываются на заднем сиденье. Возникает особого рода «совиный эффект», когда бессонница обостряет восприятие, и всё, что скрыто – в прямом и переносном смысле – во мраке ночи, становится пугающе самоочевидным, режет глаз. А картина привычной, парадной, дневной реальности, напротив, покрывается мутной пеленой, становится враждебной. Трэвису действительно непросто установить взаимопонимание с хорошенькой Бетси, возмущающейся до глубины души приглашением ухажёра сходить в кинотеатр – на порнофильм. Незначительный инцидент, когда Бикл волей случая подвозит самого Чарльза Пэлэнтайна, посетившего Нью-Йорк в ходе избирательной кампании и с напускным вниманием выслушавшего рассуждения водителя о необходимости радикально очистить город, напоминающий огромную сточную канаву, позволяет высветить пропасть со всей наглядностью. Подготавливаемая Трэвисом акция должна стать выражением протеста против существующего положения вещей, глубоко чуждого человеческой природе, олицетворением которого как раз выступает сенатор с фамилией, вызывающей по ассоциации слово «Палатин» – название центрального из семи римских холмов, облюбованного к концу республики богачами и аристократами.

Таксист / Taxi Driver (1976): кадр из фильма
Индеец-сутенёр предупреждает

Завораживает изображением «патологии одиночества» (метафора Шредера). Тем, как досконально, с дотошностью искушённого психиатра показан процесс скатывания человека в пропасть безумия. Роберт Де Ниро становится страшен (особенно по контрасту с Питером Бойлом, чей «Колдун» воспринимается самим воплощением типажа «синего воротничка», недалёкого, добродушного, отличающегося эмоциональной устойчивостью), по-гамлетовски решаясь не казаться, но быть, скороговоркой повторяя перед зеркалом вопрос-угрозу: «Ты со мной разговариваешь?»  Неутолённая жажда справедливости, тесно переплетённая с вырвавшимися агрессивными инстинктами, не находит выхода в покушении на лживого политика, лицемерно играющего на чаяниях народа, обещая в популистских выступлениях покончить с «грязной» войной, бедностью, безработицей – словом, со всеми проблемами разом. Не находит, но… закономерно (при всей внешней спонтанности!) выливается в сущую резню в мотеле, служащем заурядным борделем. Финал, когда Трэвис, прославленный газетами и получивший искреннюю благодарность от родителей двенадцатилетней Айрис, действительно, судя по всему, сошедшей с кривой стези проститутки, ещё и получает шанс наладить отношения с Бетси, должен произвести психотерапевтический эффект. И вместе с тем, как минимум, двусмыслен и открыт, оставляя намеренно непрояснённой дальнейшую судьбу таксиста.

Таксист / Taxi Driver (1976): кадр из фильма
И снова в такси

Завораживает, наконец, возникающим при просмотре ощущением того, как легко авторам, максимально погрузившимся в материал2, удалось передать квинтэссенцию своей эпохи, затронуть нерв времени. Выразить подспудные устремления, как минимум, целого поколения, прошедшего через жернова Вьетнама, но и по возвращении на Родину – оставшегося на обочине, потерянного, не могущего найти себя, никому не нужного. Самим обществом толкаемого в пучину безысходности – и, что хуже всего, вынужденного безжалостно подавлять самые благородные порывы души. Как пояснял режиссёр в надежде положить конец бесплодным спорам, Трэвис делает, готовясь к покушению, грозную стрижку «ирокез» не просто из соображений конспирации, но – опираясь на боевое прошлое, следуя своеобразной традиции американских солдат перед выходом в джунгли. Однако и отчаянный, придающий (на манер японских самураев или камикадзе) высокий смысл всему существованию поступок жизнь скорректирует… Дополнительным свидетельством резонанса, который вызвал «Таксист», заслужив признание профессионалов, включая «Золотую пальмовую ветвь» в Канне (а вот «Оскар» тогда ушёл оптимистичному «Рокки» /1976/), и снискав неожиданно ощутимый коммерческий успех3, стал печально известный инцидент 1981-го года. Тогда некто Джон Хинкли во всеуслышание заявил, что посвящает выстрелы в Рональда Рейгана юной Айрис.

.

__________
1 – На момент выхода фильма ему исполнилось столько же, сколько и Трэвису, – 26 лет.
2 – Косвенным подтверждением тому служит появление Мартина в небольшой роли пассажира такси, выслеживающего неверную жену.
3 – Помимо национального проката, где при бюджете $1,3 млн. кассовые сборы оцениваются в $27,3 млн., – во Франции (2,7 млн. зрителей) и Италии (ITL907 млрд.).

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Пол Шредер: «Не надо бояться тратить деньги» // Искусство кино. – 1991, № 3. – С. 150-154.
Горчаков Василий. Оскары Джоди Фостер // Экран. – 1993, № 1. – С. 34-36.
Кудрявцев С. Апокалипсис продолжается // Видео-Асс. – 1990, № 02. – С. 84-86.
Карцева Елена. Крутые под беглым огнем // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 27. – С. 58-63.
Цыркун Нина. Путешествие в «Серебряный век» // Видео Дайджест. – 1991, № 5. – С. 36-43.
Нургуатов Юлиан. Роберт Де Ниро: «Я мог бы быть соперником…» // Видео Дайджест. – 1992, № 08. – С. 28-33.
Джоди Фостер // Видео-Асс Sunrise. – 1995, № 4. – С. 27-28.
Кинобестселлеры // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 7. – С. 52-53.
Кудрявцева Сергей. Как перестать быть вундеркиндом // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 14. – С. 10-15.

Материалы о фильме (только тексты)

Яндекс.Метрика Сайт в Google+