Танцующий с волками / Dances with Wolves (1990)

Танцующий с волками / Dances with Wolves (1990): постерПолнометражный фильм (премии «Оскар» и «Золотой глобус»).

Другое название: «Танцы с волками» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность 181 минута (расширенная версия – 224 минуты, режиссёрская версия – 236 минут).

Режиссёр Кевин Костнер (премии «Оскар» и «Золотой глобус»).

Автор сценария Майкл Блейк (премии «Оскар» и «Золотой глобус») по роману Майкла Блейка.

Композитор Джон Барри (премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»).

Оператор Дин Семлер (премия «Оскар»).

Также премии «Оскар»: Рассел Уильямс II, Джеффри Перкинс, Билл У. Бентон, Грегори Х. Уоткинс (звук), Нил Трэвис (монтаж).

Номинации на «Оскар»: Джеффри Бикрофт, Лиза Дин (художники-постановщики), Эльза Зампарелли (художник по костюмам).

Жанр: приключенческий фильм, драма, вестерн

Краткое содержание
В разгар гражданской войны лейтенант армии конфедератов Джон Дж. Данбар (Кевин Костнер, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус») получает новое назначение — в отдалённый форт, расположенный в штате Дакота, на границе с индейскими землями. По прибытии Данбар обнаруживает, что войска покинули аванпост, но принимает решение остаться и нести службу. Постепенно Джон заводит дружбу с волками, а затем — и с индейцами сиу, изучает культуру и обычаи местных жителей, наконец, становится одним из них, получив имя Танцующий с волками. Он влюбляется в Стоящую с кулаком (Мэри МакДоннелл, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус») — белую женщину, с детства живущую в племени. Но вот приближается регулярная армия, и Данбару приходится делать решающий выбор.

Также в ролях: Грэм Грин (Разящая Птица, номинация на «Оскар»), Родни Грант (Ветер В Его Волосах), Флойд «Красный Ворон» Вестерман (вождь Десять Медведей), Майкл Спирс (Выдра), Танту Кардинал (Чёрная Накидка), Джимми Херман (Каменный Телёнок), Натан Ли Преследующий Лошадь (Много Улыбающийся), Уэс Стьюди (предводитель пауни), Роберт Пасторелли (Тиммонс Тиммонс), Ларри Джошуа (сержант Бауэр), Мори Чайкин (майор Фамбро), в эпизоде Билл Костнер (солдат конфедератов, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 11.03.2015

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Танцующий с волками / Dances with Wolves (1990): кадр из фильма
Индейцы как друзья

Помню, как в свете триумфа «Танцев с волками» особо восторженные комментаторы восхищённо писали, что Кевин Костнер отважился радикально переосмыслить историю покорения Дикого Запада. Отринуть на корню устойчивые мифы, внедрявшиеся в массовое сознание кинематографом, в первую очередь – в том, что касается роли коренных обитателей Америки. Это, мягко говоря, не совсем так – и даже совсем не так. Вестерн непрерывно эволюционировал – и воздать должное мужеству и благородству индейцев, противостоявших мощи цивилизации белых агрессоров, пытались многие режиссёры. Даже если не принимать в расчёт, скажем, восточноевропейскую традицию, нельзя не упомянуть такие имена, как Мартин Ритт, Ральф Нельсон, Артур Пенн, Сидни Поллак. А Сэмюэл Фуллер как бы в шутку окрестил картину «виртуальным «римейком» своего творения «Убегая от стрелы» /1957/, намекая на несомненную сюжетно-тематическую перекличку. Всё сказанное, впрочем, ни в коей мере не принижает высоких художественных достоинств дебютной постановки признанного актёра, который поддержал Майкла Блейка, пытавшегося осуществить реализацию сценария с начала 1980-х, убедив кинодраматурга сперва – написать и опубликовать роман. Вопреки злопыхательствам, Костнер не прогадал, вложив в проект почти все (что составило чуть меньше половины от внушительного бюджета в размере $19 млн.) личные сбережения. Есть справедливость в том, что именно «Танцы с волками» побили1 прежние рекорды, установленные вестернами, и получили безусловное признание членов Американской киноакадемии, впервые (!) за 60 лет отметивших главным «Оскаром» образчик этого жанра.

Танцующий с волками / Dances with Wolves (1990): кадр из фильма
Встреча с судьбой

Погружаясь вместе со своим персонажем в лоно чужой культуры, Кевин Костнер не просто призывает восхититься простотой, искренностью, душевной широтой индейцев. Открытый финал оборачивается подлинной тризной, давая понять, что впереди – годины тяжёлых испытаний, которые суждено пережить, к сожалению, немногим. Вместе с тем сложно не обратить внимания, что в центре повествования находится личность самого Данбара – типичного, хотя и выдающихся личных качеств, представителя Запада, пребывающего на распутье, не видящего возможности обретения себя. Однако, в отличие от майора Фэмброу2, не находящего иного разрешения жизненного кризиса, кроме как – застрелиться, лейтенант получает второй шанс. Погружение в образ жизни индейцев, причисляемых большинством белых к дикарям и варварам, как раз позволяет преодолеть разрушительный, снедающий душу индивидуализм. Главное отличие – вовсе не в жестокости, поскольку, как подчёркивает Джон, его соплеменники подчас вынуждены прибегать к не менее суровым методам. Став Танцующим с волками, Данбар возвращается к истокам, заново открывая смысл человеческого существования – в унисон с бытием других людей, всего сообщества и окружающей природы в целом. Не удивительно, что для многих это прозвучало подлинным откровением.

.

__________
1 – Кассовые сборы в североамериканском прокате составили $184,2 млн., в целом – $424 млн.
2 – Мори Чайкин справился с партией блестяще, но всё равно жаль, что Кевину не удалось убедить воплотить выразительный образ Марлона Брандо.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Танцы с волками // Видео-Асс Премьер. –1991, № 1. – С. 2-3.
Судникова Ирина. Сугубо мужчской плач // Видео-Асс Экспресс. –1991, № 7. – С. 24-27.
Самсонов Георгий. Кевин Костнер – актёр и режиссёр // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 7. – С. 23.
Дела сердечные // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 9. – С. 22-23.
Видеоклуб // Ровесник. – 1991, № 7. – С. 31.
Вагина П. Фэмили мэн // Ровесник. –1992, № 3-4. – С. 29-30.
За рубежом // Искусство кино. –1991, № 11. – С. 142-147.

Материалы о фильме (только тексты) 

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter