Танцующий с волками / Dances with Wolves (1990)
Винницкий С. «Танцы с волками» // Новости видео. – 1991, № 05 (12). – С. 4.
«Танцы с волками» – это имя главного героя в одноименном фильме. «Танцы с волками» – эго Кевин Костнер, который несколько лет обивал пороги голливудских кинокомпаний и везде получал отказ. Его проект никого не интересовал. «Вестерны более непопулярны», – заявляли ему, а Кевин в возбуждении кричал: «Поймите же, это не вестерн, это наша история!».
«Танцы с волками» – действительно, не вестерн. Там отсутствует главный атрибут жанра – ковбои с верными кольтами в кобурах. Зато в изобилии представлены бизоны (три с половиной тысячи) и лошади (около трехсот). Загадочно молчавшие индейцы, произносившие в подобных постановках фразы типа «Моя твоя не боится», заговорили на языке дакота, а перевод их речи дается в субтитрах.
Сюжет сценария, который поручил Костнеру Майкл Блейк достаточно прост: действие происходит во время войны между Северными и Южными штатами.
Раненый кавалерист Данбар (Кевин Костнер), вместо того чтобы умирать в госпитале, решает кончить дни на свободе – в прериях. Он оказывается на индейской территории. Ну а потом происходит метаморфоза – Данбар становится индейцем; он сбрасывает с себя офицерский мундир, как европейскую цивилизацию. Он сбривает усы и отращивает длинные волосы. Превращение произошло: англосакс Данбар меняет имя и становится индейцем «Танцы с волками».
И как обычно в вестернах, начинается война. Бледнолицые вторгаются на земли индейцев. Эскадроны регулярной кавалерии сносят поселки дакото. «Танцы с волками» убивает своих бывших однополчан Выбор сделан.
Этот фильм потряс Америку. Изумление вызвал хотя бы тот факт, что режиссерский дебют оказался столь успешным, что претендовал на «Оскар» сразу в 12 из 22 категорий. И самое удивительное, что семь вожделенных статуэток достались авторам фильма.
«Оскара» получили: сам Костнер – за режиссуру (он претендовал и на лучшую мужскую роль); фильм; сценарий; оператор Дин Семлер; монтажер Нил Трэвис; звукооператоры; композитор Джон Бэрри.
Успех превзошел все самые фантастические ожидания. Костнер признался, что мечтал создать подобную ленту по одной причине – он сам наполовину индеец и просто мечтал о кинематографической реабилитации своего народа. Действительно, создаваемый десятилетиями в вестернах образ индейца, способен вызвать если не ужас, то определенное недоверие. Нам в это поверить трудно, потому что «наши» индейцы родом из произведений Фенимора Купера. Увы, куперовские «благородные дикари» не прижились в Голливуде. Там предпочли кровожадного завоевателя, не упускающего Случая снять скальп с зазевавшегося белого человека.
И никто не навешивал на Костнера, ярлыка англосаксофоба. Американцы справедливо посчитали, что историческая правда ценнее для них, чем самые модные идеологические доктрины.
С. ВИННИЦКИЙ
4
Добавить комментарий